26 декабря, 2019
RSSПечать
От ранней помощи до трудоустройства и сопровождаемого проживания
В ОП РФ обсудили вопросы комплексного сопровождения людей с ОВЗ и инвалидностью

В Общественной палате РФ 25 декабря состоялось заседание Координационного совета при Общественной палате РФ по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
«Есть наиболее острые вопросы, которые нуждаются в обсуждении разных организаций, входящих в состав Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Поэтому мы ежегодно собираемся в стенах Общественной палаты РФ, которая как раз и призвана быть таким консолидирующим органом», — отметил модератор мероприятия, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев.

«Что касается задач на будущее, самое главное и самое острое — это развитие альтернатив помещению инвалидов в ПНИ (психоневрологические интернаты). Развитие этих альтернатив состоит и в том, чтобы исполнялось поручение Президента от 2017 года о внесении изменений в федеральное законодательство. Ну и конечно, важна инициатива на местах», — поделился Альтшулер.
Создание альтернатив существующей системе ПНИ — стратегическая задача координационного совета, подчеркивает он.

«Мы не всегда можем даже друг с другом договориться: иногда мы только учимся разговаривать так, чтобы уважать другое мнение, уметь выслушать, — боремся за одно и то же, а договориться сложно. Но, мне кажется, за этот год мы значительно продвинулись в этом направлении, научились модерировать диалог. Много предстоит в этом направлении работать, чтобы учиться договариваться друг с другом и биться за одну повестку», — резюмировала она.

«Условия имеют не закрытый перечень — в настоящее время мы работаем над изменениями в Закон об образовании и вносим туда, помимо существующей сейчас услуги ассистента, услуги тьютора, сурдоперевода, тифлоперевода, сурдотифлоперевода, альтернативной коммуникации — многим ребятам с расстройствами аутистического спектра нужна именно такая формулировка. Эти условия предусмотрены как при получении образования, так и при сдаче итоговой аттестации. Одним из условий является адаптированная образовательная программа, которая может быть адаптирована на любом уровне получения образования», — рассказал представитель Минпросвещения России.
Юлия Сачко обратила внимание на кадровый дефицит в сфере работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ — только в текущем году он составил 23 тысячи специалистов дефектологического профиля по РФ.
Эксперты обратили внимание на барьеры к созданию особых образовательных условий для данной категории детей. Это доставка детей в образовательное учреждение, отсутствие реабилитационного оборудования и многое другое.
«На мой взгляд, очень большая помеха образованию наших детей — это общественное мнение, с которым мы мало работаем. Кроме того, у нас вообще нет помощи для детей с особенностями поведения и вообще никаких образовательных условий», — утверждает член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова.
Кроме того, она настаивает, что необходимо уделить особое внимание образовательной траектории ребят 18+, которые хотят учиться.
Большую обеспокоенность членов координационного совета вызывают возможности сопровождаемого проживания людей с инвалидностью, в частности с инвалидностью ментальной. Заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина сообщила, что ведомством в период с 2021 года планируется разработка критериев оценки нуждаемости в сопровождении и необходимом объеме помощи инвалиду, чтобы обеспечить ему проживание с поддержкой; также планируется разработка учебных программ и обучение специалистов по использованию этих критериев, в том числе сотрудников психоневрологических интернатов; разрабатываются варианты сопровождения людей с тяжелыми нарушениями и обеспечения социальной занятости. Все эти направления вошли в проект Концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов и сопровождения при организации их жизнеустройства на период до 2025 года, разработанной Минтруда России с привлечением общественных организаций, пояснила Кира Афонина.
Кроме того, в рамках мероприятия состоялось обсуждение Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период 2020–2030 годов.