18 декабря, 2019
RSSПечать
Российской национальной перестраховочной компании необходим общественный контроль
Эксперты ОП РФ посоветовали РНПК изменить парадигму деятельности и стать более прозрачной

В Общественной палате РФ 17 декабря прошел круглый стол на тему «Общественный контроль эффективности государственных услуг по перестрахованию: между рынком и монополией».
В сферу деятельности АО «Российская национальная перестраховочная компания» (РНПК) законом о страховании включены такие направления деятельности, как вопросы перестрахования рисков санкционных клиентов, обязательства по госзаказам, риски по страхованию личного имущества граждан, пострадавших от чрезвычайных происшествий, напомнил первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов, за это с каждого страхового полиса, подпадающего под эти критерии, РНПК получает от 10 до 90 процентов страховой премии, которое предприятие или человек платит страховщику. По его мнению, РНПК — стопроцентная «дочка» Центрального банка РФ, имеющая конкурентные преимущества, свои задачи и обязательства не выполняет. Хотелось бы получить оценку от Банка России, в том числе по ряду финансовых показателей, заявил он, выразив сожаление, что представители Банка России не смогли принять участие в мероприятии. Отказался от участия и генеральный директор РНПК Наталья Карпова — в последний момент, не прислав никого вместо себя.

«Что касается внутреннего рынка, компания была создана для обеспечения финансовой стабильности страховой отрасли, формирования источника для инвестиционной политики РФ, обеспечения перестраховочной защиты крупных государственных проектов, частного бизнеса и населения РФ, а на внешнем рынке — обеспечения перестраховочных объектов российской и зарубежной собственности, расширения входящего перестрахования из-за рубежа, обеспечения перестраховочной политики стран-партеров», — пояснила она.
«По данным открытых источников, в 2017 году чистая прибыль компании составила 87 миллионов рублей против заявленных 2,7 миллиарда рублей, в 2018 году — 1,8 миллиона рублей против 5,6 миллиарда рублей, заложенных в стратегию. Есть вопросы и по 2019 году. По нашим данным, планируется искусственное снижение плановых показателей, что тоже интересно. Вопрос: а будут ли снижены обязательные 10 процентов отчислений? Где расчеты?» — спрашивает Кирьянов.

Особое внимание Артем Кирьянов обратил на анализ фонда оплаты труда сотрудников РНПК: по его словам, в 2017 году расходы на 69 человек персонала составили 319 миллионов рублей, в 2018 году на 89 человек — 350 миллионов рублей.
«Считаю, что расходы на персонал серьезно завышены, а кадровая политика осуществляется не на основе привлечения ведущих специалистов (если судить по итогам работы), а в местечковом, кумовском формате. Здесь тоже нужно понимать, что всегда есть зависимость результата работы от кадров, качества персонала», — возмущается он.
Эксперт отмечает, что вопросы есть и по другим статьям расходов, так только стоимость закупки компьютерных программ составила 112 млн рублей; есть вопросы к кратно повышенным ставкам для санкционных клиентов, механизму навязывания непропорционального перестрахования по санкционным клиентам — когда убытки останутся на плечах страховщика, а прибыль — в РНПК; ценам на закупку программного обеспечения и многому другому. По мнению Кирьянова, по меньшей мере странно выглядит история по отказу в страховании российских космических запусков, а также ситуация со страховой аварией концерна «Алмаз-Антей».
Не ясна и не раскрыта экономическая целесообразность перечисления денежных средств за рубеж американскому брокеру за перестрахование; надо проанализировать и картельный сговор на конкурсе других двух страховых брокеров, помогавших в этом выводе денежных средств за рубеж. Не обоснованы и расходы на карты рисков (еще на 100 миллионов рублей), которые уже давно никто в мире не использует, продолжает он.
«Считаем, что до конца первого квартала 2020 года совместными усилиями Центробанка, Общественной палаты и компании необходимо представить общественному сообществу антикризисный план, провести полную смену высшего и среднего менеджмента, совета по перестрахованию, стандартов работы, отменить обязательную десятину, т. е. отпустить РНПК на рынок. Надо менять ключевые подходы», — подытожил Артем Кирьянов.
Среди первоочередных мер Кирьянов назвал смену менеджмента РНПК, сокращение персонала, снижение заработной платы и премиальных выплат. Он также подчеркнул, что анализ деятельности монополии и озвученные предложения — результат работы целого ряда экспертов из числа Российского союза налогоплательщиков, юридического сообщества, коллег, занимающихся вопросами развития оборонного промышленного комплекса и других.
Участники дискуссии согласились с тем, что компания должна в своей деятельности приближаться к заявленным задачам. Пока что деятельность компании вызывает больше вопросов.
Элла Платонова обратила внимание, что уже в начале января 2020 года будет в рабочем режиме представлена переформатированная стратегия развития РНПК. Артем Кирьянов предложил провести открытое обсуждение этой стратегии на площадке ОП РФ и еще раз подчеркнул, что с заявленными приоритетами эксперты согласны, а вопрос заключается в том, как улучшить эффективность работы компании.