RSS Eng

13 ноября, 2019

RSS

Печать

«Нужно придать новый импульс идее единого общеевропейского дома» — Сергей Орджоникидзе

О том, что можно сделать для улучшения отношений на европейском континенте, говорили на заседании Россовета при ОП РФ

«Нужно придать новый импульс идее единого общеевропейского дома» — Сергей Орджоникидзе

12 ноября в Общественной палате РФ в рамках специального заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии прошел Германо-российско-французский триалог.

Темами для обсуждения стали как современная геостратегическая ситуация, так и возможности экономического сотрудничества между Россией и Европой, а также концепция единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Заседание носило название «Архитектура коллективной безопасности в Европе: осмысление новых реалий» и прошло с участием представителей Фонда Конрада Аденауэра, Германия; Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Общественной палаты РФ; Института международных и стратегических отношений (IRIS), Париж; депутатов Саксонского Ландтага, Германия, и других представителей Германии, Франции, России.

Организаторы заседания отмечают, что существующая европейская архитектура безопасности строилась в период биполярного мира и холодной войны. Противостояние идеологических систем давно закончилось, международная система становится полицентричной, и эти новые реалии требуют рационального обновления институтов и договоров в сфере безопасности.

«Наша политика в европейском регионе в долгосрочной перспективе ориентирована на формирование общего пространства мира, безопасности и стабильности, основанных на принципах неделимости безопасности, равноправного сотрудничества и взаимного доверия», — заявил заместитель Секретаря ОП РФ, глава Россовета Сергей Орджоникидзе, открывая заседание.

По его словам, Россия последовательно выступает за перевод в юридически обязывающую форму политических деклараций о неделимости безопасности вне зависимости от членства государства в военно-политических союзах.

«Наша цель — формирование общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана на основе гармонизации и сопряжения процессов европейской и евразийской интеграции. Это позволит не допустить появления разделительных линий на европейском континенте», — добавил Сергей Орджоникидзе.

Жан де Глиниасти, директор исследований по России и СНГ Института международных и стратегических отношений (IRIS), Париж, Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России (2009–2013 гг.) отметил, что раньше единственным оправданием существования НАТО была советская угроза, но российской угрозы в Европе не существует, тем более, что военный бюджет страны уменьшается.

Французский дипломат подчеркнул, что ключом к новой архитектуре доверия и безопасности является урегулирование украинского кризиса. «Ситуация на Украине является исключительно благоприятной, особенно благодаря выборам Зеленского, и этим следует воспользоваться. Несмотря на сложности переговоров, необходимо поддерживать тех участников, кто идет на риск, чтобы добиться успеха», — рекомендовал посол Глиниасти.

На первой и второй сессиях заседания говорили о геостратегических изменениях в мире и о тех вызовах и проблемах, которые стоят на пути к общеевропейской структуре безопасности. Участники триалога рассуждали, какую форму может принять новая архитектура европейской безопасности, какие принципы должны определять эту архитектуру, а какое обновление могут получить существующие институты и договоры в сфере безопасности.

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ, первый заместитель министра обороны РФ в 2004–2008 гг. генерал армии Юрий Балуевский провел анализ существующих договоров между странами, связанных с вопросами международной безопасности.

«Я помню, как в 2002 году военное и политическое руководство США говорило мне о том, что время договоров прошло: “Вы, Россия, будете делать то, что вам скажут”», — поделился он.

Он упомянул и инициированный Россией в 2009 году Договор о европейской безопасности: «Почему Европа сначала поддержала, а потом отторгла этот договор? И, по сути, 10 лет никакого движения нет».

Руководитель представительства и уполномоченный Фонда Конрада Аденауэра по Российской Федерации доктор Томас Кунце указал на важность российско-германско-французского триалога и подчеркнул, что санкционная политика против России и нынешний кризис в отношениях между Францией и Германией может негативно сказаться на европейской безопасности.

«Мы живем в эпоху перемен, в фазе перелома. Но мы едины во мнении, что наши усилия должны быть направлены на установление доверительных отношений, на заботу об общей безопасности на европейском пространстве, мы все должны двигаться в эту сторону, нас всех объединяет эта мысль», — сказал он.

Доктор Нино Галетти, руководитель представительства Фонда Конрада Аденауэра во Франции, отметил: «В Германии заканчивается эпоха Ангелы Меркель, Великобритания ослаблена брекситом, а Франция очень зависит от своих друзей-союзников».

Он добавил, что Дональд Трамп не может считаться надежным партнером Франции, и сейчас всем необходимо определиться, как жить в эпоху пост-ДРСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности), когда сначала США, а затем и Россия вышли из этого договора.

Доктор Хуберт Тилике, эксперт по безопасности журнала внешней политики WeltTrends — Das außenpolitische Journal, старший научный сотрудник Института международной политики World Trends отметил, что установление доверия между странами может стать почвой для уничтожения обыкновенных (не ядерных. — Прим. ред.) вооружений.

Эксперт также подчеркнул, что после брексита Германия и Франция будут нести особую ответственность за построение новой архитектуры безопасности в Европе.

Директор Института Европы РАН, д.п.н., член-корреспондент РАН Алексей Громыко напомнил, что Россия, Германия, Франция и другие страны находятся в, мягко сказать, непростом положении: «Только что ключевыми международными агентствами было отмечено, что впервые экономика мира будет расти не более чем на три процента. Это не столько рост, сколько стагнация».

«Более того, что из-за брексита у нас есть вопрос по сплоченности Евросоюза и по сплоченности НАТО. Например, в Германии только что поднимался вопрос о том, насколько Турция достойна членства в альянсе. И конечно, очень необычно, что в правительстве Германии ведется эта дискуссия между министром обороны и министром иностранных дел, к которой была вынуждена присоединиться и канцлер, чтобы сбить накал этих страстей. В начале речь шла об идее создания некой международной зоны безопасности на севере Сирии, а теперь уже и об увеличении до двух процентов ВВП военного бюджета Германии. Вся проблема в том, что, выделяя эти деньги, никто в Европе не хочет тратить эти деньги на военно-промышленный комплекс США. Европейцы хотят тратить их на собственные ВПК. Если у Евросоюза это получится (как на то надеется и Макрон, о чем он в открытую сказал журналу “Экономист”), то тогда он будет продвигаться к стратегической автономии. Лично я считаю, что эта цель является жизненно важной для ЕС», — заявил Громыко.

Заместитель директора по научной работе Института Европы РАН Владислав Белов отметил, что Франция и Германия пытаются найти свою стратегическую роль в процессах построения новой структуры безопасности.

«Кристиан Линднер, лидер Свободной демократической партии Германии, говорит о том, что нужно затрачивать даже не два, а три процента ВВП на расходы на оборону, рассматривая ее как комплексное решение вопросов безопасности не только в военно-техническом контексте, но и в миграционной безопасности, когда необходимо упреждать угрозы из других стран, которые дают поток беженцев», — отметил Белов.

Третья сессия заседания была посвящена видению экономического пространства от Лиссабона до Владивостока и роли общественного мнения и СМИ в процессе обсуждения вопросов безопасности.

Участники рассказали об экономических перспективах пространства от Лиссабона до Владивостока, о текущем состоянии экономических и энергетических отношений ЕС — Россия, о том, какие проблемы необходимо преодолеть при создании общеевропейского экономического пространства и какую роль могут сыграть СМИ в отражении этого нового пространства.

Главным спикером выступил Ульф Шнайдер, основатель и генеральный директор Schneider Group, сопредседатель рабочей группы «Лиссабон — Владивосток». Он подчеркнул, что Парижу, Берлину и Москве нужно теснее общаться и наполнять этот триалог жизнью.

«Установление безвизового пространства от Лиссабона до Владивостока может быть частью мер, чтобы уравновесить китайский проект Великого шелкового пути. Сейчас мяч находится на стороне ЕС: нам нужно ответить на позитивные шаги, которые сделала Москва, введя электронные визы для въезда иностранцев в Россию», — сказал он.

Ульф Шнайдер также заявил о необходимости установления технических стандартов между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом и введения зоны свободной торговли от Владивостока до Лиссабона. По его словам, для этих целей нужно установить диалог между Москвой, Берлином и Варшавой, так как без участия Польши будет сложно создать единое экономическое пространство.

«Можем ли мы, журналисты и политики, объединить свои усилия, чтобы между нашими странами устанавливались новые связи? — задался вопросом доктор Томас Кунце, подводя итог третьей сессии заседания. — Мы все из разных стран и должны помогать друг другу и иметь видение общего будущего. Каждый из нас должен думать: что именно я могу привнести, какой кирпичик заложить в строительство российско-европейских отношений?»

С немецкой стороны в дискуссии также приняли участие писатель и журналист принц Эдуард, герцог Ангальтский, и публицист и издатель граф Штефан Финк фон Финкенштайн.

Так, принц Эдуард подчеркнул, что демократия давно превратилась в монополию, где подавляющее большинство уже не может ничего решать, и странам Евросоюза нужно перестать зависеть от американцев.

Итоги заседания подвела его инициатор и ключевой организатор Вероника Крашенинникова, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, директор Института внешнеполитических исследований и инициатив.

«Мы все единомышленники в этом зале. И человеческое, общественное стремление к разрешению разногласий в сфере безопасности налицо, оно действительно есть. Мы понимаем, что позиции правящих партий и сил в Германии и в меньшей степени во Франции могут отличаются от общественных желаний», — сказала она.

По ее словам, противоречия располагаются в основном в двух сферах: это трансатлантические обязательства Европы и позиция стран Восточной Европы и прибалтийских государств внутри Евросоюза.

«К сожалению, правящие силы на востоке Европы до сих пор не нашли другой национальной миссии, кроме возбуждения антироссийских настроений и придания себе ценности в качестве плацдарма против России. Мы хотим верить, что и в Польше, и в прибалтийских странах есть конструктивные силы. Институт внешнеполитических исследований и инициатив понимает эту проблему, и мы готовим книгу по Польше, рассматривая прошлые и текущие проблемы, и пытаемся привлечь тех авторов, которые могут поспособствовать их решению», — сообщила Вероника Крашенинникова.

Она добавила, что в Германии существует немало людей, которые могут представить существование страны без участия в войнах Североатлантического альянса, в его военных действиях в разных частях мира.

«Члены партии Die Linke 21 октября подняли в Бундестаге вопрос о пребывании иностранных войск на территории Германии. Понятно, что из министерства обороны и от других партий они получили отрицательный ответ, но тем не менее в Германии много людей среди здоровых сил, которые ставят этот вопрос», — сказала член ОП РФ.

«У нас нет иллюзий, мы понимаем, что вопросы остаются очень сложными, но важен сам факт, что мы провели этот первый разговор. Мы с коллегами обсудим, как провести следующий разговор с уже более проработанных и подготовленных позиций. Будем считать, что сегодня мы положили почин этому конструктивному процессу и дальше будем продвигаться шаг за шагом», — добавила Вероника Крашенинникова, поблагодарив всех немецких и французских спикеров за участие в заседании.

Доктор Томас Кунце отметил, что нужно активнее пользоваться уже существующими форматами и институциями — такими как Совет Европы, куда вернулась Россия, и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, где Россия также присутствует.

«Важно, что мы перешли к конкретике и говорили о технических стандартах, о таможенных пошлинах и о вопросах визового режима, — добавил он. — Наша задача — давать политикам идеи, какие-то мысли относительно того, как нам двигаться дальше».

В своем заключительном слове Сергей Орджоникидзе отметил, что развитие сотрудничества и взаимопонимания между общественностью европейских стран имеет сегодня крайне важное значение.

«В этих условиях нам представляется целесообразным поставить вопрос об интенсификации диалога европейской общественности. Необходимо максимально использовать потенциал существующих многосторонних форматов, оставаться открытыми к обсуждению новых предложений», — сказал он.

По словам заместителя главы ОП РФ, обновление системы отношений должно как можно скорее принять конкретные очертания.

«Они должны быть выработаны в рамках совместных европейских конференций, форумов и инициатив. Необходимо придать новый импульс идее единого общеевропейского дома. Мы надеемся, что эта идея найдет широкую поддержку», — заключил Сергей Орджоникидзе.

По окончании мероприятия был принят итоговый документ.

Материалы

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться