31 октября, 2019
RSSПечать
Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере
На форуме «Сообщество» представили и обсудили специальный доклад ОП РФ

31 октября в Москве в рамках итогового форума «Сообщество» состоялась презентация и обсуждение специального доклада Общественной палаты РФ «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере», который подвел итоги масштабного общественного мониторинга ситуации с доступом социально ориентированных (СО) НКО на рынок социальных услуг.
Мониторинг представляет собой сравнительный анализ данных официальных ведомств по допуску социально ориентированных НКО на рынок социальных услуг и общественной оценки ситуации, пояснила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.
Специальный доклад содержит полный анализ нормативно-правовой базы, действующей в сфере оказания соцуслуг, со ссылками на все ключевые нормативные документы. Большой раздел посвящен мониторингу отдельных отраслей; представлен раздел с лучшими практиками, а также зарубежный опыт по привлечению поставщиков на рынок социальных услуг. В доклад вошла информация об участии НКО в реализации национальных проектов. Итоговый раздел доклада содержит перечень типовых препятствий и предложения по их преодолению, рассказала общественница.
Елена Тополева-Солдунова обратила внимание на то, что динамика участия НКО в оказании соцуслуг впечатляет: объем переданных в регионы средств в 2018 году составил более 31,3 миллиарда рублей; количество занятых НКО возросло до 4,5 тысячи компаний — прирост составил семь процентов по сравнению с 2017 годом; услугами воспользовались более 22 миллионов человек, что в 3,6 раза больше, чем в 2017 году.
«Мониторинг подтвердил уже известные барьеры: низкие тарифы, не позволяющие выйти на уровень рентабельности; межведомственный характер услуг; ФЗ-44, делающий сложным участие НКО в конкурсах — и выявил новые: колоссальные, до года, задержки с бюджетными выплатами за уже оказанные услуги; избыточная отчетность и отсутствие цифровизации в этой области; проблема смешения понятий “услуга” и “работа” — пока не появится их четкого разграничения, отследить, сколько денег направлено именно на оказание услуг, невозможно», — утверждает Тополева-Солдунова.
Эксперты отметили, что среди возможных рисков доступа НКО на рынок соцуслуг и региональные органы исполнительной власти, и сами НКО чаще всего называют качество этих услуг, платность и возможность вытеснения из сферы бюджетных организаций.
По мнению члена Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Игоря Галла-Савальского, качество оказания таких услуг разнится в зависимости от территорий и в зависимости от ведомств; квалификация общественных объединений социально ориентированных НКО разная в разных субъектах РФ, более того, уровень профессиональной подготовки у НКО разный даже в рамках одного субъекта РФ; в регионах разнится объем финансирования развития инфраструктуры гражданского общества; кроме того, ведомства, признавая значимость и востребованность таких услуг, не всегда имеют возможность их финансировать.
«На мой взгляд, было бы здорово, если бы был разработан единственный и прозрачный механизм финансирования услуг во всех отраслях социальной сферы. И разрабатывать его должен тот, кто, собственно, и распоряжается бюджетными средствами — Министерство финансов РФ, а мы готовы вам в этом случае помочь всеми ресурсами, которые у нас есть, но разработка перечня услуг, порядка их оказания, регламента и т. д. — это работа внутри ведомства», — говорит Галл-Савальский.
Для преодоления же недоверия и устранения опасений необходимо обучать и органы исполнительной власти, и НКО, считает он: «Мы не можем формировать общество без соответствующего обучения, никакого другого пути нет».
Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров указал на то, что эти риски не могут существовать одновременно.
«Риск — это внешнее изменение, которое мы не можем контролировать и ничего не можем с ним поделать. Но масштаб привлечения НКО к указанию услуг за счет бюджетных средств — это полностью контролируемое властью явление. Если кто-то видит, что подобное может быть, пусть не привлекает НКО, и риски будут равны нулю. Таких рисков в принципе не существует», — утверждает он.
Существуют контрольные механизмы, жестко регулирующие сферу платных/бесплатных услуг, а вымогать деньги могут и в бюджетном учреждении; это общая беда, с которой надо бороться иными средствами, а не объяснять этим, почему надо ограничивать доступ НКО, настаивает Алексей Лавров. Еще проще, по его мнению, дело обстоит с качеством услуг: если механизм отбора поставщиков услуг устроен правильно, то качество может контролировать и сам потребитель, и действующие механизмы контроля.
«Что касается риска вытеснения бюджетных учреждений с рынка, статистика такова, что участие НКО составляет меньше одного процента и от объема финансирования, и от объема поставляемых услуг. А практика показывает, что в тех субъектах РФ, где установлен прозрачный конкурентный принцип распределения бюджетных средств, независимо от организационно-правовой формы, бюджет учреждения, организации начинает работать лучше. Ради этого мы и предлагаем делать конкурсные механизмы. С нашей точки зрения, не нужно говорить об этом как о рисках, а как о нерешенных проблемах, регулировать эти сферы, что и сделает закон о социальном муниципальном заказе, проект которого готовится к рассмотрению во втором чтении. Там есть ответы на все эти вопросы», — заверил Лавров.
- Материалы
-
-
Специальный доклад Общественной палаты РФ «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере» (Скачать — 7.73 мБ)
-