RSS Eng

01 ноября, 2019

RSS

Печать

«Власть, вводя запреты, лишь раскручивает негативные технологии» — Александр Малькевич

На форуме «Сообщество» обсудили формы общественного контроля за интернетом

«Власть, вводя запреты, лишь раскручивает негативные технологии» — Александр Малькевич

На площадке итогового форума активных граждан «Сообщество» под эгидой Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и при поддержке рабочей группы ОП РФ по защите прав пользователей сети Интернет, развитию и обеспечению безопасности интернета прошла секция «Новые информационные угрозы для гражданского общества».

«Сегодня есть огромное количество новых вызовов и угроз, идущих из Сети. В их числе — “фейк ньюс”, “дип фейк”, множество красиво звучащих, но страшных по смыслу слов — абьюзинг, кибербуллинг, газлайтинг, а также множество других деструктивных технологий, которые мешают нам нормально развиваться и идти вперед», — обратился к присутствующим председатель Комиссии ОП РФ по СМИ, руководитель рабочей группы Александр Малькевич.
 
Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», член рабочей группы ОП РФ Игорь Ашманов утверждает, что «фейк ньюс» — это проблема, которую мало кто правильно трактует и понимает: «На Западе эту тему раскручивают последние два года. Но на самом деле это эвфемизм в типичном западном стиле. Речь идет о тех новостях, которые не нравятся западной идеологической машине, фактически под этим термином вводится цензура».
 
По его словам, проблема заключается не в «фейках», а в информационной войне: «Нужно сосредоточиться именно на этом аспекте: на мой взгляд, систематическую работу в этом направлении государство пока не ведет. Нужно создавать центр анализа вбросов и информационных атак в целом. Этим нужно заниматься постоянно. Даже если бы мы зачистили всю эту грязь, большая часть которой идет с Запада, там останется пустое место, а нам нужен позитивный контент. Здесь должно помочь гражданское общество, потому что большую часть контента должна создавать именно эта категория. По сути, этот позитив и создается, но никто это не продвигает. Поэтому идет непрерывная накачка негатива, “перепрошивка” молодежи, которая будет управлять страной через 10–15 лет».
 
Ему возразил член Комиссии ОП РФ по СМИ, член рабочей группы ОП РФ Илья Ремесло: «Экстремистские группы создаются людьми, живущими рядом с нами. Есть люди с отклонениями, которые это продвигают. Кто-то это делает в целях рекламы. Но такие платформы пользуются спросом, поэтому их численность и растет. Информационные угрозы действительно есть. И работа ведется. Выделяются большие средства. Но это проявляется явно не в “группах смерти”, а в бдительности крупных СМИ; их сейчас стали регулировать и спрашивать с них про вмешательство в выборы. Это, кстати, правильная инициатива».
 
Общественник также добавил, что нужно не поучать молодежь, а говорить с ней на ее языке: «Как говорил Понтий Пилат: “В чем истина?” Возможно, через 15 лет то, чего сейчас придерживается молодежью, будет чем-то реакционным, а появится что-то новое и непонятное. Нужно смотреть не с позиции нашего опыта и возраста, а пытаться говорить на равных».
 
Эксперты отметили, что молодежь не понимает, в какие сети ее втягивают.
 
По словам руководителя аналитического центра Лиги безопасного интернета Евгения Сулейманова, школьники не понимают, что об их действиях в Сети будет все известно.  
 
Руководитель межрегионального общественного движения «Чистый интернет» Роман Волошин видит проблему в массовой культуре: «К чему мы готовим наших молодых людей, когда на молодежный форум приглашаем одиозную фигуру, исполняющую песни с нецензурной лексикой? Здесь не просто противоправный контент, у нас есть музыка, которая носит суицидальный характер. То есть молодежь вовлечена в различные воронки. Кто за это ответит? Мы пытаемся их воспитывать, продвигаем патриотику и тут же раскачиваем на такой вот волне».
 
Игорь Ашманов считает, что разговаривать нужно со взрослыми, а с молодежью об этом говорить стоит очень аккуратно или не говорить вовсе: «Выводы после серии школьных расстрелов в 2017–2018 годах были сделаны, сейчас ведется большая работа. Мы могли бы заметить, что с прошлой осени ни одного расстрела не было, а сообщения о том, что предотвратили убийство, нашли оружие или взрывчатку, были. Но если кого-то нашли, то об этом нельзя сообщать на местах. Родители, правоохранительные органы, школьные психологи могут только спугнуть, будет хуже. Этим должны заниматься профессионалы».
 
Александр Малькевич отметил, что, к сожалению, власть очень часто в таких случаях идет по самому простому пути — запретить что-либо. Но тем самым проблема лишь раскручивается: «Например, издание “Лента.ру” провело хорошее исследование про даркнет, но при этом они фактически пропиарили эту площадку».
 
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Вячеслав Лащевский считает, что запретительная мера недостаточна. По его словам, за последний год увеличилось количество преступлений, совершенных детьми, которые воспитывались в благополучных семьях: «Проблема шире. И нужно находить согласие между школой, учителями и правоохранительной системой».  
 
Как заявил лидер общественного движения «Гражданин» Юрий Шаркович, ответственность за то, что сейчас происходит в соцсетях, несет каждый: «Мы не понимаем, как это работает. Мы просто смотрим видео, которое кто-то прислал, тем самым увеличиваем его просмотры, популярность. И соответственно, даем возможность продвигать этот деструктивный контент. Мы не можем правильно объяснить ребенку, почему определенный популярный человек, продвигающий негатив, плохой. Ребенок этого не поймет: этот нехороший человек известный, а вы — нет».
 
Он также добавил, что общественность не работает с положительным контентом, а принудительно пытается его втиснуть аудитории; более того, не создаются истории, которые сами привлекают трафик.
 
Исполнительный директор РИА «ФедералПресс» Олег Орлов считает, что важно не просто применять закон о фейковых новостях, но и параллельно возвращать доверие к институту российских СМИ. Приоритет в борьбе с распространением не соответствующей действительности информации должен отдаваться выстраиванию продуктивного союза государства и СМИ: «Статус СМИ должен быть четким и определенным. Нельзя распространять его на блогеров, ведь даже в юридическом отношении блогеры наделены меньшей ответственностью, что в свою очередь принижает значимость зарегистрированных информационных ресурсов».
 
Общественный деятель и телеведущая Диана Кади предложила составить список «черных» площадок, которые были задействованы в дезинформации: «Вступил в силу закон о суверенном интернете, и многие блогеры подняли панику. Но на самом деле нужно понять, что это делается для безопасности. Мы находимся в условиях информационной войны, и один из ее элементов — фейковые новости. Некоторые СМИ борются с ними, указывая в материале достоверность источника. А можно создать списки, чтобы понимать, какие СМИ распространяли “фейк ньюс”».
 
Член Комиссии ОП РФ по СМИ Ростислав Мурзагулов, комментируя выступление коллег, сказал, что создается впечатление, будто кругом враги и все плохо: «Сейчас такое время интересное, если ты вступаешь в борьбу с врагом, ты должен быть готов идти до конца, до полного физического уничтожения, потому что он все равно будет что-то возражать, провоцировать. А мы с вами вряд ли готовы уничтожать, поэтому давайте все-таки попробуем душить их добротой».
 
Его поддержал заместитель председателя Комиссии ОП РФ по СМИ Константин Комков. Общественник в своей речи также отметил, что угрозы сегодня есть не только в интернете: нет людей, готовых рассказывать о гражданском обществе; наблюдается большой недостаток профессионалов. Кроме того, не могут себя продвигать и сами НКО. Еще одна проблема, по его мнению, — псевдоэкспертность: слишком много некомпетентных людей публично дают советы по вопросам, в которых не разбираются. 
 
Как отметил глава Комиссии ОП РФ по СМИ Александр Малькевич, подводя итоги секции, проблема качества медиаобразования обсуждается уже давно и требует действительно большого внимания. Более того, остро стоит вопрос деанонимизации пользователей.
 
«У нас состоялась живая дискуссия. Мы понимаем, что есть масса интересных событий, о которых можно и нужно рассказывать. Во многих регионах ведется большая работа в этом направлении, безусловно, это не может не радовать. Это говорит о том, что наши обсуждения проходят не впустую. Кстати, яркий пример — наши коллеги из Нового Уренгоя, которые год назад, сразу после прошлого форума, на основе тезисов и обсуждений нашей секции запустили у себя в городе проект обучения школьников медиаграмотности. И сегодня представили его на нашей площадке. В следующем году ждем кратного увеличения».
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться