29 октября, 2019
RSSПечать
Маркировка бутилированной питьевой и минеральной воды: все за и против
Эксперты отрасли и органы власти обсудили аспекты внедрения спецмаркировки пищевой продукции

На площадке Общественной палаты РФ состоялось обсуждение вопросов маркировки контрольными идентификационными знаками (КИЗ) бутилированной питьевой и минеральной воды.
Начиная с 2017 года тема внедрения электронной маркировки КИЗ стала одной из ключевых для агропромышленного комплекса и всей пищевой индустрии. С одной стороны, и производители, и потребители пищевой продукции заинтересованы в том, чтобы сделать путь продукта от поля до прилавка максимально прозрачным.
С другой стороны, представители сразу нескольких индустрий недовольны тем, как насаждается проект, и предупреждают, что нежелание профильных ведомств идти на диалог с бизнесом в этом вопросе приведет к многомиллиардным убыткам пищевой и перерабатывающей промышленности, банкротству предприятий малого и среднего бизнеса, росту цен товаров на полке и сокращению налоговых отчислений.
«Вопрос обеспечения населения качественной и безопасной питьевой водой имеет важный социальный аспект. Особенно это касается тех регионов, где санитарное состояние питьевой воды находится на невысоком уровне. По данным Роспотребнадзора, в некоторых регионах остается непростая ситуация с водоснабжением и водоотведением, поэтому наличие на рынке качественной и доступной бутилированной питьевой воды играет важную роль», — отметил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов, открывая дискуссию.
Общественник напомнил о предложении Совета Федерации разработать правительственные поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», которые усилят контроль в сфере питьевой воды. При этом кабмину рекомендуют поскорее начать эксперимент по спецмаркировке всей линейки упакованной питьевой воды, а также ввести госрегистрацию всех ее видов. Это поможет навести порядок в учете информации о действующих скважинах и о тех объемах воды, которые добываются.
Среди других инициатив — создание базы эталонных образцов воды и банка данных с использованием географического указания в ее наименовании, а также реестр производителей воды в России.
«Я думаю, это заявлено по аналогии с тем, что предложили депутаты Госдумы и эксперты к проекту ФЗ “О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации”, где также прописывается географическое расположение виноградников, из сырья которых затем производится вино и виноконьячная продукция. И от такого подхода мы не уйдем и по минеральной воде», — считает Магомедов.
Член ОП РФ также сообщил, что присутствующие на круглом столе представители индустрии производителей напитков уже более года выступают с публичными заявлениями о том, что введение обязательной маркировки питьевой и минеральной воды повлечет за собой в первую очередь серьезные финансовые потери для бизнеса, нарушение операционных процессов, а также ведет к банкротству малых и средних предприятий, для которых участие в проекте является финансово неподъемным. Списочная численность малых предприятий в индустрии превышает 90 процентов. А во-вторых, увеличение издержек производства. В итоге это приведет к росту цен на воду и иные товары в магазинах, а также может привести к снижению потребления населением данных видов товаров в целом.
По словам председателя Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ Андрея Бодина, в последнее время были предприняты серьезные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом питьевой и минеральной воды, многие недобросовестные производители были лишены права использовать свидетельства о наименовании места происхождения товара (НМПТ). Дополнительный положительный эффект в данном направлении может принести ужесточение деятельности со стороны контрольно-надзорных органов, поэтому необходимости внедрения маркировки нет.
«Данная инициатива несет в себе серьезные хозяйственные и экономические риски для отрасли. Как мы обсуждали ранее, индустрия не получила серьезных аналитических выводов о том, что введение маркировки может снизить долю контрафакта. Мы считаем, что нецелесообразно наносить маркировку на данную группу товаров. Со стороны ОС осуществляется общественный контроль и вскрываются факты недобросовестного ведения бизнеса в сфере оборота питьевой и минеральной воды. Считаем, необходимо стремиться к достижению прозрачности и добросовестности данного сектора экономики без внедрения данной маркировки», — уверен Андрей Бодин.
Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков отметил, что среди членов союза представлено около 70 процентов от всей отрасли, поэтому они могут выразить интересы и говорить от имени всей индустрии.
«Внесение обсуждаемых изменений и внедрение маркировки экономически невыгодно для всех участников рынка. Единая цена в 50 копеек за код продукции приведет к резкому удорожанию стоимости товара, необходимости приобретения дополнительного оборудования производителями и лишним трудозатратам при упаковке воды. Эти затраты вытеснят малый и средний бизнес, что противоречит нацпроектам, озвученными Президентом страны, по развитию малого и среднего предпринимательства в России. А в результате удорожания единицы товара платить придется потребителям», — заявил эксперт.
«Данная мера нецелесообразна, и вводить обязательный эксперимент в данной категории преждевременно», — убежден Новиков.
Президент Союза производителей бутилированных вод Алена Контратьева считает, что внедрение маркировки питьевой воды не приведет к улучшениям в данной сфере, и так же, как система «Платон» в автомобильной отрасли, повлечет за собой негативные последствия.
«Необходимо сначала дождаться результатов эксперимента по 10 основным категориям товаров, которые сейчас тестируются на введение КИЗ. И не внедрять маркировку там, где это не требуется. Марка в 50 копеек на шубу — не сильно затратно, а на бутылку — слишком большой процент от стоимости товара, тем более предполагается использования нескольких марок: на бутылку, на упаковку и на паллету», — сказала она.
В ходе обсуждения эксперты выразили мнение, что не видят целесообразность введения маркировки и эффективности от этого для развития бизнеса. Данная государственная инициатива может привести к разорению и уходу с рынка малых и средних предприятий. Участники дискуссии предполагают, что это негативно повлияет как на производителей, так и на потребителей.
Айгун Магомедов отметил, что «вместо развития экономики получается убыль и деградация». По его мнению, за последние время много компаний уже ушло с рынка из-за государственных введений, и данный проект повлечет за собой еще больший спад в сфере пищевой продукции. В рамках обсуждения участники круглого стола затронули вопросы не только питьевой воды, но и других категорий товаров.
Генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов уверен, что проблема с фальсификатом не решится с помощью маркировки.
«При внедрении данной маркировки в сфере молочной продукции придется потратить 50 миллиардов рублей в первый год при готовой прибыли молочной отрасли в 35 миллиардов. Поэтому, на мой взгляд, целесообразность неочевидна. Мы предлагает вводить только один способ контроля на одну товарную группу. Например, если уже используется система проверки качества товара “Меркурий”, не нужны дополнительные маркировки», — считает Белов.
Позицию регулятора отрасли выразил начальник отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга России Олег Тухватуллин. Он напомнил, что предложение о введении маркировки исходило от Минкавказа, а затем и Минпромторга России.
«Маркировка — это эффективная система прослеживаемости пищевой продукции. Целями маркировки является увеличение прозрачности рынка. И прежде, чем внедрять этот механизм, мы проводим добровольный эксперимент среди участников отрасли, на основании которого уже и делаем выводы о его целесообразности. На примере маркировки сигарет можно сказать, что это сократило время обслуживания потребителя на кассе почти вдвое», — отметил Олег Тухватуллин.
Подводя итоги встречи, Айгун Магомедов сказал: «Нашей комиссией ОП РФ по АПК будут поддержаны все разумные предложения. Мы одновременно просим общественные советы при министерствах и ведомствах РФ, где присутствуют и наши члены ОП РФ, внести обсуждаемый сегодня вопрос в свои повестки заседаний на ноябрь с тем, чтобы придать нашим рекомендациям более весомый и объективный характер. Считаю, что в процессе обсуждения нам необходимо создать рабочую группу по разработке рекомендаций ОП РФ, которые будут нами в короткие сроки направлены в Совет Федерации, Государственную думу РФ, Правительство РФ. А главное — необходимо исключить из наших предложений и рекомендаций коррупционную составляющую, от кого-бы они не исходили».