30 октября, 2019
RSSПечать
«Нужно наладить взаимодействие между получателями бесплатной юридической помощи и теми, кто ее оказывает» — Наталья Кирюхина
Проблемы предоставления бесплатной юридической помощи обсудили в ОП РФ

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО прошел круглый стол «Актуальные проблемы государственной программы бесплатной юридической помощи и деятельности правозащитных НКО в отношении социально незащищенных групп населения и пути их решения».
По словам модератора круглого стола члена Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Натальи Кирюхиной, цель встречи — совершенствование системы предоставления бесплатной юридической помощи уязвимым группам населения, налаживание взаимодействия между теми, кто нуждается в этой помощи, и теми, кто ее оказывает.
«Сегодня мы будем говорить о том, насколько качественно оказывают юридическую помощь некоммерческие организации, государственные организации, и о том, как получают эту помощь те категории граждан, которые имеют на нее право, — инвалиды и ветераны», — пояснила общественница.

Учредитель и член правления АНО «Центр развития юридических клиник» Елена Абросимова рассказала о деятельности центра, объединяющего 96 участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи, созданных на базе различных российских вузов.
«На базе Московского государственного университета консультации проводятся каждый день, по вечерам с шести до 10. По бесплатному номеру любой человек может позвонить и записаться. Работает от четырех до шести консультационных групп. Спектр вопросов от граждан самый широкий. Единственное, чего мы не делаем, — мы не осуществляем судебное представительство по уголовным делам, но можем подготовить документы — ходатайство и т. д.», — рассказала она.

По его словам, существующий механизм оказания помощи неэффективен: «Механизм, по которому гражданин должен найти на сайте Департамента соцзащиты список адвокатов в интернете, самостоятельно их обзвонить, а их около 700 человек, объяснить проблему каждому, договориться о встрече, неэффективен. Огромное количество людей, которые подпадают под категорию оказания бесплатной юридической помощи, про интернет сами даже не знают, и как они этим должны пользоваться, непонятно».
Директор Центра правового сопровождения экспертной и исследовательской деятельности Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Полина Шевчук поделилась опытом оказания бесплатной юридической помощи в университете. Она также отметила, что нужно расширять спектр мест для консультирования граждан: «В декабре мы запустили новый пилотный проект — выездные юридические консультации. Для малозащищенных групп населения важно, чтобы место проведения консультации было максимально близко к месту проживания».
Адвокат Псковской областной коллегии адвокатов Арсения Разумовская предложила пересмотреть систему оплаты услуг адвокатов и стимулировать их, таким образом, на оказание бесплатной юридической помощи гражданам.
«Для того чтобы люди получали в более доступной форме юридическую помощь, нужно адвокатам облегчить их труд, нужно, чтобы адвокаты понимали, что их труд будет вознагражден в рамах 324-го Федерального закона. Нужно продумать для адвоката доступную систему оплаты и подтверждения оказания услуг, для того чтобы он не задумывался над тем, что ему нужно собрать кипу бумаг. Это главная проблема, и из-за этого многие адвокаты отказываются участвовать в системе оказания бесплатной помощи», — пояснила она.

«Существуют проблемы сложности сбора документов, сложности определения категории нуждающихся в услуге граждан. Проблема состоит еще и в том, что регулируются акты по предоставлению субсидий в адвокатской палате, в том числе нормативно-правовыми актами субъекта», — рассказала она.
Руководитель аппарата АНО «Экспертный центр Ассоциации юристов России по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции», представитель от ООО «Ассоциация юристов России» Анастасия Кравцова предложила включить в перечень граждан, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи, лиц предпенсионного возраста, женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, обращающихся по вопросам социального обеспечения трудовых правоотношений.
«Также можно было включить обманутых дольщиков и лиц пенсионного возраста, если они обращаются по вопросам защиты их прав и законных интересов», — предложила она.
В ходе заседания участники круглого стола выделили ряд других проблемных вопросов, среди которых сложности в сборе документов получателями бесплатной правовой помощи, если их статус не подтвержден профильными департаментами социальной зашиты населения, а также трудности с оформлением пакета документов для оформления возмещения расходов адвокатами.
Эксперты дискуссии также посетовали на отсутствие единого портала информации о бесплатной правовой помощи. Они заявили о необходимости проведения масштабной рекламной кампании системы бесплатной юридической помощи, налаживания взаимодействия между государственными и негосударственными поставщиками, юридическими клиниками бесплатной правовой помощи.
В качестве рекомендаций от участников круглого стола прозвучали предложения по расширению категории получателей бесплатных правовых услуг, а также по упрощению механизма присвоения категории получателей. Они отметили, что процесс оказания бесплатной правовой помощи необходимо автоматизировать, а механизм подачи заявления на оказание бесплатной правовой помощи осуществлять через многофункциональный центр.
Подводя итоги встречи, Наталья Кирюхина отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации, которые будут направлены в Министерство юстиции Российской Федерации.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям