28 октября, 2019
RSSПечать
Университеты и НКО — сферы взаимного обогащения
Роль вузов в развитии гражданского общества обсудили в ОП РФ

В Общественной палате РФ 28 октября состоялась всероссийская конференция «Университеты как центры развития гражданского общества».
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок пояснила, что конференция является итогом огромной работы, которую проводили в рамках форумов «Сообщество» Общественная палата РФ, представители общественных палат регионов и муниципальных образований и инициативные. На площадках форума тема университетов как центров развития гражданского общества активно обсуждалась, подчеркнула она.
По словам председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных (СО) НКО Елены Тополевой-Солдуновой, взаимодействие некоммерческих организаций и вузов в последние годы активизировалось.

НКО — это потенциал для дальнейшего трудоустройства и профессиональной реализации студентов, это совместные проекты, это площадки повышения квалификации — сфер для взаимного обогащения, для партнерства много, говорит Тополева-Солдунова.

«В эти процессы необходимо включить региональные вузы, и не только в образовании. У вузов есть серьезный потенциал — это научная база; аналитическое и экспертное обеспечение; методическая, консультативная и имущественная поддержка. Это новые профессиональные траектории развития студентов в СО НКО. Сектор должен развиваться, становиться современным, профессиональным, и есть большая возможность для реализации в этом новом секторе экономики», — убеждена Коротеева.
Общественница рассказала, что если на начало 2019 года реализовывалось 43 образовательные программы по тематике НКО в 19 субъектах РФ (25 вузов), то в настоящее время их количество увеличилось до 66. Кроме того, в 24 субъектах РФ (37 вузов) реализуется 69 программ дополнительного профессионального образования.
«Важен эффект от привлечения студентов в СО НКО. Это рост количества рабочих мест без привлечения бюджетных средств, это увеличение количества рабочих мест для особой категории граждан, увеличение рабочих мест с частичной занятостью и гибким графиком, сокращение выплат по безработице, сокращение льготирования и другое. Это те экономические выгоды, которые сложно сразу просчитать, но если мы системно эту работу начинаем, то регионы должны увидеть эффект от нашей работы», — говорит Коротеева.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина рассказала, что у Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского наработан большой опыт взаимодействия с некоммерческим сектором, а опыт, полученный в рамках реализации проекта «Университеты как центры развития гражданского общества», оказался весьма полезен.


«Вузы и НКО являются кадровыми центрами, в которых для развития экономики, государственной службы регионы черпают кадры, обладающие тем или иным опытом, теми и или иными компетенциями. А живые проекты, которые реализуют НКО, — это возможность получить практические навыки, практический опыт, решая практическую задачу. В этой части такая площадка взаимодействия с НКО крайне необходима университетам и как база практик, и как возможность получения успешного бэкграунда для будущего выпускника, будущего специалиста», — убежден он.
Начальник управления по развитию информационных технологий Ассоциации волонтерских центров Матвей Масальцев рассказал, что 1 ноября 2019 года запускается большой проект — онлайн-университет социальных наук, который ставит перед собой амбициозную цель — создание крупнейшей базы знаний для поддержки социальных инициатив, волонтерства и не только в России. Среди партнеров проекта — Ассоциация волонтерских центров, Роспатриотцентр, Агентство социальных инициатив, многожество других некоммерческие организации.
«Главная идея заключается в том, что мы показываем не только теоретический материал, а на живых реальных кейсах, живых волонтерских историях показываем, как это делать», — подчеркнул он.
Матвей Масальцев пояснил, что обучение будет проходить абсолютно бесплатно с последующим тестированием и сертификацией, и призвал к сотрудничеству вузы, которые, по его словам, смогут добавлять на ресурс собственные онлайн-курсы (по замыслу организаторов проекта, их тематика со временем будет расширяться), проводить вебинары и другие образовательные мероприятия.