25 октября, 2019
RSSПечать
«Важно создать ситуацию успеха для людей с особыми образовательными потребностями» — Андрей Царев
В ОП РФ призвали гражданское общество активнее участвовать в процессе инклюзивного образования

В Общественной палате РФ 24 октября состоялась пленарное заседание V научно-практической конференции «Общественный контроль в инклюзивном образовании: непрерывность и преемственность», организованной Комиссией Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами совместно с Национальной родительской ассоциацией социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей.
По словам проректора по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светланы Алехиной, концепция конференции связана с тем, чтобы увидеть линию непрерывности, которую проходит человек с особыми образовательными потребностями, начиная от ранней помощи, затем в детском саду, школе, получая профессиональное и высшее образование, наконец, попадая на рынок труда. «От рождения до самостоятельности — эта та индивидуальная линия, которая определяет успех включающего образования», — пояснил модератор мероприятия.

«В том числе профильной переподготовки людей с особыми образовательными потребностями, которые уже получили высшее образование и уже устроились на работу, но нуждаются в повышении квалификации. Что нужно сделать в плане совершенствования законодательства, чтобы люди имели возможность сохранять свои позиции на рынке труда? Ждем предложений от вас, профессионалов, которые каждый день сталкиваются с такими проблемами», — сказал он.

«Вся работа в ближайшее время должна перестраиваться под потребность каждого ребенка. Мы должны отойти от хорошо зарекомендовавшей себя практики, когда мы встраивали ребенка в ту систему, которая есть. Более эффективным и результативным будет создание условий, которые позволят каждому ребенку получить качественное образование, нужную ему реабилитацию, коррекцию, стать успешными, а значит, счастливыми. Это очень непростой процесс», — утверждает Синюгина.
Она также настаивает на том, что пора уходить от системы обучения на дому — эта практика, по ее словам, широко распространена и влияет на качество получаемого образования. Большое внимание уделяется деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центров). Татьяна Синюгина рассказала, что в Закон об образовании в РФ будут внесены изменения, благодаря которым все региональные ПМПК, определяющие, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями, будут работать на базе ППМС-центров.

«Среди актуальных задач — разработка показателей, которые можно объективно проверять. В настоящее время качество и доступность образовательной среды определяется через инфраструктуру. Что касается содержания, на статистическом уровне такие показатели не собираются. Хотим обратиться к профессиональному сообществу, помочь нам сформулировать показатели и методику сбора данных, чтобы принимать корректные управленческие решения, касающиеся требований к образовательным программам, внедрения опыта и навыков, полученных при повышении квалификации», — обратилась она к участникам конференции.
Чрезвычайно важно, чтобы гражданское общество как можно активнее участвовало в процессе образования людей с особыми образовательными потребностями и других лиц, которые нуждаются в специальном подходе, специальных условиях; без участия НКО, других общественных структур невозможно представить прогресс в этом процессе, убежден первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев.
«Только в условиях социального партнерства государственных и негосударственных структур мы можем рассчитывать на результат инклюзивного и специального образования. Сегодня мы отошли от такого понимания, что можно поместить ребенка в обычный класс, и это уже будет инклюзивное образование. Нет, мы понимаем, что важно определенное отношение со стороны сообщества к такому ребенку, который поступил в образовательное учреждение. Важно уважение к человеческому достоинству. Важно создать ситуацию успеха — только в этом случае ребенок будет с удовольствием приходить в школу и учиться», — утверждает Царев.
Есть много проблем, которые предстоит решить и в части отношения к людям с особыми образовательными потребностями, и в части установления партнерского взаимодействия специалистов и родителей, образовательных организаций и НКО, и в части создания особых условий для того, чтобы ребенок был успешен, констатирует член ОП РФ.
В этот же день состоялась торжественная церемония награждения Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа — 2019». Кроме того, в рамках трехдневной конференции состоится ряд круглых столов, мастер-классов и других мероприятий, посвященных актуальным вопросам инклюзивного образования, перспективам взаимодействия научной школы, образовательных и общественных организаций, экспертных советов и родительского сообщества.