RSS Eng

17 октября, 2019

RSS

Печать

«Регуляторная гильотина»: уход от проверок и наказаний к мониторингу и рекомендациям по развитию

В ОП РФ оценили новую модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования

«Регуляторная гильотина»: уход от проверок и наказаний к мониторингу и рекомендациям по развитию

В Общественной палате РФ 16 октября состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

О реализация механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования, которая представляет собой реформу контрольно-надзорной деятельности и полную реформу обязательных требований, предъявляемых к объектам контроля и надзора, рассказала Дарья Аксенова, сотрудник подведомственной Рособрнадзору организации.

«В настоящее время все меры, применяемые по результатам контрольно-надзорных мероприятий, направлены на выявление и наказание за совершение неправомерных действий. А все контрольно-надзорные мероприятия сводятся к проверкам. Мы получаем много критических замечаний и со стороны образовательных организаций, и профессионального сообщества: все говорят о том, что надо применять меньше карательных мер. Соответственно, общая модель “гильотины” построена на законопроекте Минэкономразвития и строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. В сфере образования предполагается такая же деятельность», — заявила она.

Таким образом, контрольно-надзорные мероприятия, по ее словам, будут сосредоточены на соответствии лицензионным требованиям и оценке качества подготовки. Кроме того, принято решение больше внимания уделять не только образовательной, но и воспитательной деятельности.

«Если образовательная организация, например, плохо ведет сайт, за это не только наказывают, но и даже лишают лицензии. При этом страдают обучающиеся, поэтому мы будем пересматривать такие подходы. Что касается мер воздействия, то максимальная мера — штраф. Исходить будем из соразмерности наказания: проверять, приняты ли должностными лицами все доступные меры и созданы ли учредителями соответствующие условия — такие истории возникают довольно часто, значит, они тоже должны быть причастны к этой ответственности», — пояснила Аксенова.

Она также объявила, что со временем к итоговым аттестациям и присвоениям квалификаций преподавателям, которые сейчас проводят образовательные организации, будут привлекаться работодатели.

«Работодатели — это либо государственные органы, министерства, либо ассоциации работодателей. Но у нас мало сильных ассоциаций, поэтому нам надо критично к ним относиться, работать с ними, иначе это будет если не провал, то проблема. Уровень там очень разный», — предостерегает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб.

Эксперты рекомендовали Рособрнадзору сформулировать параметры, по которым будет оцениваться воспитательная работа в образовательных организациях с учетом дифференциации их по уровням образования. Среди других предложений — введение разных процедур оценки качества по отношению к разным категориям вузов.

С изменениями регламентации образовательной деятельности в части аккредитации образовательных программ присутствующих ознакомил заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова, среди нововведений — учет сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении госаккредитации.

Кроме того, в ходе заседания были рассмотрены проблемы лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования. Эксперты отметили характерную тенденцию: хотя ФГОС внедряется на всех уровнях образования, образовательные лицензии отзываются только у вузов.

«Нестабильность используемых индикаторов и отказов дает понимание, что они определены противоречиями глобального, а не частного характера. Государственная аккредитация не столько про качество образования, про соответствие ФГОС — это допуск к бюджетному финансированию. Это однозначно. Если этот момент убрать, количество желающих аккредитоваться резко упадет. А для государственных контролирующих органов это “регуляторная гильотина” в условиях ограниченного финансирования», — поделился выводами член общественного совета при Рособрнадзоре Зоя Макаровская.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться