27 сентября, 2019
RSSПечать
Рождение лидеров: «В глубинке есть все для этого»
Об условиях, необходимых для появления общественных лидеров, говорили на форуме «Сообщество»

Может ли российская глубинка рождать и удерживать лидеров — такой вопрос поставили перед собой участники круглого стола экспертного совета по малым территориям, который прошел 27 сентября в рамках второго дня форума «Сообщество» в Мичуринске.
Успех большинства проектов на малых территориях зависит от наличия активных людей, лидеров изменений, которые готовы взять на себя ответственность за результат, способны находить ресурсы и выступать коммуникаторами между различными группами стейкхолдеров. В одних территориях такие люди есть, в других они не появляются долгие годы.
Как появляются лидеры на местах? Какие условия необходимы для этого? Что нужно сделать, чтобы процесс формирования лидеров изменений был управляемым? На эти и другие вопросы искали ответы участники круглого стола.
«Лидерство — это, конечно, умение личности увлечь за собой, это обладание знаниями, умениями и смелостью развить какую-то идею», — отметил Вячеслав Скворцов, член Комиссии Общественной палаты РФ, президент Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
Он акцентировал внимание на педагогических аспектах формирования лидерских качеств.
«Мы уже несколько дней в Мичуринске и обратили внимание на то, что прямо на центральной площади находится школа искусств, рядом с ней — музыкальная школа, стадион “Локомотив”. Есть беговые дорожки, бассейн, есть зал с искусственным льдом. И все это находится в шаговой доступности. Мы иногда думаем: как появляются такие подготовленные ребята, которые приезжают из глубинки, поступают в вузы центральных городов, устраиваются на работу и добиваются успеха? Посмотрите на состав любого правительства центрального города — как правило, это выходцы из далеких и небольших городов, потому что образование и подготовка детей здесь настолько интенсивна, что у людей появляется возможность добиться больших успехов», — выразил мнение Вячеслав Скворцов.
Он отметил, что формула педагога Антона Макаренко (о том, что воспитание — это процесс организованной деятельности) эффективно выполняется именно в таких небольших городах, как Мичуринск.
«Как правило, и педагогический состав в таких городах очень хороший, и учителя работают с детьми и во внеурочное время. В результате ребенок оснащается знаниями, умениями, навыками, которые придают ему определенную смелость и желание занять лидирующую позицию. Чем компактнее и полновеснее система образования, тем более всестороннее воспитание получает ребенок», — уверен он.
По его словам, еще одно важнейшее качество лидера — это ответственность, которая лучше всего формируется там, где нет такого качества, как анонимность, характерная для более крупных городов.
«Поэтому мой ответ на наш ключевой вопрос — может ли глубинка рождать лидеров — это однозначное «да». Конечно же, может. В глубинке есть все для этого», — заявил Скворцов.
Модерировал дискуссию координатор экспертного совета по малым территориям Дмитрий Лисицин.
«Сейчас все одержимы социальными технологиями. Все пытаются создавать банки успешных решений, успешных кейсов. И существует такая точка зрения, что какой-то успешный опыт можно взять, скопировать, внедрить, и он обязательно заработает», — заявил он.
«Но, когда мы смотрим на проекты развития в малых городах, мы всегда видим, что у успешных проектов есть одна черта — там всегда есть человек, который взял на себя ответственность за судьбу этого проекта. Это всегда история какой-то личной борьбы, преодоления — такая волшебная сказка», — рассказал эксперт.
Этот тезис дополнила Елена Шомина, профессор НИУ ВШЭ, сопредседатель Федерального эксперта по развитию местных сообществ. По ее мнению, если вся команда сводится только к лидеру, это значит, что лидер не дал раскрыться своим партнерам — другим членам своей команды.
«Я помню, что мне говорили английские коллеги: «Не может быть в организации одного лидера. Мы ведь все очень разные, у нас разные таланты», — сказала профессор, указав на еще одно важное качество лидера — умение работать в команде, выстраивать конструктивные отношения с другими людьми.
Алексей Фирсов, генеральный директор центра социального проектирования «Платформа» (одно из направлений работы организации — персональная работа с общественными лидерами), отметил, что все институты для образования и развития лидеров уже созданы, но при этом самое главное сейчас — создать и смодерировать почву для их реализации, для правильного выбора направлений их деятельности.
«Важно убрать этот профессиональный перекос, когда в город Уварово толпами приезжают юристы, экономисты, которые не могут самореализоваться, хотя они были лидерами в школах и университетах. Нужен какой-то легкий контроль или модерация, чтобы люди могли самореализовываться на своих родных территориях, — предложил Фирсов. — На мой личный взгляд, не нужно ограничивать их дальнейший рост: если лидер чувствует, что он может сделать что-то и за пределами той территории, на которой он живет, то мы должны организовать социальные лифты для их развития, чтобы они работали уже на благо субъекта Федерации».