20 сентября, 2019
RSSПечать
«Оказался в тюрьме за то, что, будучи молодым лейтенантом, выполнял свой долг и приказ»
В Общественной палате РФ зачитали обращение осужденного в Литве Юрия Меля

О том, каким образом шла и к чему привела криминализация исторических событий в Литве, говорили 19 сентября в Общественной палате РФ на пресс-конференции рабочей группы по мониторингу ситуации и анализу материалов, связанных с событиями 13 января 1991 года в г. Вильнюсе.
Ее инициировал руководитель рабочей группы, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин.
«Уже два года мы ведем активную работу по сбору материалов и организации системы защиты наших граждан, которые оказались под незаконным уголовным преследованием в Вильнюсе», — сообщил Аничкин.
Напомним, 27 марта 2019 года Вильнюсский окружной суд вынес приговоры по делу о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе. Двое граждан РФ — житель Калининграда Юрий Мель (полковник запаса Советской армии) и проживающий в Вильнюсе Геннадий Иванов (его сослуживец), принимали непосредственное участие в уголовном процессе и лично выслушали приговоры в зале судебных заседаний. Вердикты в отношении других обвиняемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности были вынесены заочно. Сотрудников посольства России и представителей российских СМИ на слушание не пустили.
Офицер, полковник запаса Юрий Мель в нарушении признанных норм права находится под стражей в общей зоне исправительного дома г. Кибартай Литовской Республики вместе с осужденными по статьям уголовного кодекса, сообщили на пресс-конференции. Он подал апелляцию, однако до сегодняшнего дня ему даже не предоставили приговор, переведенный на русский язык.
В апреле рабочей группой ОП РФ были подготовлены рекомендации для органов власти по защите граждан России, оказавшихся перед лицом судебного преследования в Литовской Республике. В документе отмечается, что «оглашение приговора по сфабрикованному “делу 13 января” состоялось с нарушением общепринятых международных норм проведения судебных процессов с участием иностранных граждан».
На пресс-конференции в ОП РФ было зачитано рукописное обращение Юрия Меля, адресованное к председателю парламента Европейского союза и участникам проходящего 16–27 сентября в Варшаве совещания ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения.
«Оказавшись в эпицентре и являясь одновременно политическим заложником и жертвой этого дела, хочу обратить внимание всей международной общественности на политизированную систему правосудия в Литве, на то, как нарушаются фундаментальные принципы международного права в угоду политическим интересам. Хочу, чтобы была услышана другая точка зрения, кроме министерства юстиции Литвы. Позиция человека, оказавшегося в тюрьме за то, что, будучи молодым лейтенантом, выполнял свой долг и приказ в далеком 1991 году. (…)
Сразу хочу подчеркнуть, что мои действия выразились в том, что по приказу своего командира я выстрелил вверх холостыми зарядами. (…) В обвинении не указано ни одного человека, пострадавшего непосредственно от моих действий. (…)
Участвуя в разбирательстве этого дела, я пришел к однозначному выводу о том, что дело крайне политизировано. Как только дело попало в суд, президент Литвы Д. Грибаускайте на торжественном мероприятии, посвященном памяти 13 января, с трибуны заявила о том, что час возмездия настал и все будут наказаны», — говорится в обращении Меля.
Суд также назначил наказание в виде 12 лет тюрьмы командиру спецподразделения «Альфа» Михаилу Головатову — офицер был осужден заочно и смог присутствовать на мероприятии в ОП РФ.
Он подчеркнул, что ни о каких военных преступлениях не может быть и речи, потому что никакой войны и не было: «Что, СССР находился в состоянии войны с Литовской ССР в 1991 году? Не было этого. Военного положения никто не вводил. Литовская ССР была республикой в составе Советского Союза».
«Сейчас нам надо думать о том, как не просто помочь, а буквально выцарапать Юрия Меля и Геннадия Иванова», — заявил он.
О том, что происходило в тот день в Литве, рассказал другой участник события — генерал-майор, третий секретарь ЦК КП Литвы до 1991 г. Альгимантас Науджюнас.
По его словам, в Вильнюсе был опробован механизм фальсификации настоящих событий — по той же схеме, по какой сейчас работают «Белые каски» в Сирии.
«Мне позвонили из больницы и сказали: “Приходите и посмотрите, что вы натворили”. До этого, с 13-е на 14-е число, была дана команда, по которой были свезены все трупы из района Укмерге, из Акмянского, Кайшядорского районов — люди погибли в автокатастрофах, от инфарктов, от других причин. А дальше мне говорят, что ваши враги подготовили эти трупы в качестве ваших жертв», — рассказал Альгимантас Науджюнас.
В распоряжении Общественной палаты РФ оказалось и обращение в ОБСЕ Ришардаса Бурды — адвоката Михаила Головатова. По его словам, в деле о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе не было ни одного адвоката, который бы признал обвинение правомерным и справедливым.
«Правосудие Литвы нарушило основные принципы права: применило разные законы к лицам по одним и тем же событиям; применило обратную силу закона, который ужесточает ответственность; применило закон, которого не существовало на момент квалифицируемых событий», — написал Бурда в своем обращении, призвав правовую общественность внимательно присмотреться к криминализации исторических событий в Литве и обеспечить основное право граждан на справедливый и непредвзятый суд.
Президент фонда «Наши соотечественники» Владимир Деревнин добавил, что, опираясь на вынесенные приговоры, Литва рассчитывает нанести максимальный ущерб имиджу и репутации России, создав юридический прецедент для заочного уголовного преследования других российских граждан за рубежом.