RSS Eng

11 сентября, 2019

RSS

Печать

«Фейков становится меньше благодаря системной работе, но верить в них пока не перестают» — Александр Малькевич

Рабочая группа ОП РФ провела экстренное заседание по проблеме распространения фейковой информации в день выборов

«Фейков становится меньше благодаря системной работе, но верить в них пока не перестают» — Александр Малькевич
11 сентября в Общественной палате РФ прошло заседание рабочей группы ОП РФ по защите прав пользователей сети Интернет, развитию и обеспечению безопасности интернета «Проблемы и последствия распространения фейковой информации в ходе единого дня голосования 8 сентября 2019 г.».
 
«В день голосования в соцсетях и в СМИ было огромное количество фейковых вбросов, призванных дискредитировать или вовсе сорвать процедуру голосования, в том числе выявлено более 30 фактов дублирования “жалоб из прошлого”, — открыл дискуссионную площадку председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель рабочей группы Александр Малькевич. — В одной из групп социальной сети “В контакте”  появилось сообщение о том, что около УИК № 3148 в мусорном баке была найдена целая пачка выброшенных бюллетеней. Мосгоризбирком оперативно разобрался в ситуации: новость оказалась не просто фейковая, но и просроченная — материал был размещен еще в 2018 году. Также поступила информация, что женщина в Москве проголосовала дважды — на участке и дома. На самом же деле она пришла проголосовать на участок, но ей было отказано в голосовании, потому что избиратель подала заявление о голосовании на дому. В общем, перед определенными товарищами совершенно явно стояла задача нагнетать в соцсетях, разгонять слухи о том, что “все нарисовали” и т. д.».
 
Присутствующие также отмечали, что поступали жалобы на якобы недействительные бюллетени. В одном из телеграм-каналов был опубликован пост, где говорилось, что на избирательном участке в Москве выдаются заранее недействительные бюллетени. Но согласно закону, члены ОИК могут вычеркивать из избирательного бюллетеня строки с кандидатом, который накануне дня голосования снял с выборов свою кандидатуру. Такие изменения могут вноситься от руки либо с использованием технических средств. В данном случае изменения внесены от руки.
 
Политолог Олег Матвейчев обратил внимание на механизмы по запуску фейков: «Специально были заряжены целые машины. Мы видели, как и в телеграм-каналах, и в интернете за две недели до выборов ситуация начала разогреваться. Сообщения о том, что грядут фальсификации и серьезнейшие нарушения, заполонили все соцсети. Дальше мы видели непосредственные вбросы. Один из самых популярных — когда дедушка засовывает в урну несколько бюллетеней. Этот фейк очень дешевый в изготовлении: проходит некий человек с мобильным телефоном, голосует, а следом идет подкупленный дедушка, которому просто дали пачку бумаги. Он вместе со своим бюллетенем засовывает бумагу в ящик, и все это снимается».
 
Александр Малькевич добавил, что дедушка опустил в урну четыре бюллетеня — два своих и два своей супруги, потому что выборы были двойные. И никакого нарушения на самом деле не было. 
 
«Такое количество просмотров и появление в различных социальных сетях фейков зафиксировать естественным образом не получается. Когда мы видим большие сетки типа “Подслушано Омск”, “Типичный Томск” и т. д., где сразу одновременно появляются одни и те же ролики, очевидно, что это за деньги работает какое-то агентство. И способствовать могут этому несколько сил, в том числе “Голос” и источники с Украины. У последних есть около 80 аккаунтов, которые привязаны к российским номерам и зарегистрированы как российские пользователи. Именно они и распространяют фейки», — продолжил Матвейчев.
 
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов сообщил, что мониторинг показывает некоторые вещи, которые можно толковать по-разному, и по-разному неплохо: «Один из пользователей соцсетей опубликовал пост, в котором сообщил об обстреле автобуса с избирателями в Тыве. Однако на самом деле никакого обстрела не было, не было дубинок и огнестрельного оружия у нападавших, а их количество было в разы меньше заявленного. У автобуса были проколоты шины, иных повреждений не обнаружено. Пассажиры автобуса в список официальных наблюдателей не входили. Понятно, что Тыва — регион тяжелый, там с преступностью всегда были проблемы, но выдавать вещи, которые можно квалифицировать как хулиганство, за тяжелый инцидент нельзя. С каждым годом нарушений на самом деле становится все меньше. Тяжесть кампании переносится на более ранние этапы. И сегодня с развитием техники все понимают, что очень сложно сделать что-то непосредственно в день голосования. Страх последствий, страх уголовного наказания перевешивают желание поправить ситуацию в момент голосования на избирательном участке. Сам процесс голосования становится действительно чистым и прозрачным». 
 
Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», занимающейся консалтингом в области информационных технологий, Игорь Ашманов считает, что обсуждение фейков не является основным инструментом: «Есть замечательная история, когда кто-то вбросил ролик “Жесткий вброс голосов на выборах в Москве”. Кричащий заголовок, затем тизер с кусочком видео, где некий человек берет пачку листов и куда-то вбрасывает. Но, если щелкнуть дальше, там будет видео, в котором этот человек говорит: “И вот такие видео вы сейчас будете смотреть”. У него полностью пропадает окружение участка, и оказывается, что он стоит на зеленом хромакее. Это просто сгенерированное видео. Там миллионы просмотров, тысячи комментариев. Но вот разоблачающий ролик смотреть не стал вообще никто. Никто не понял, что это шутка. На самом деле фейк или не фейк — вообще не важно. Люди смотрят на наличие ссылки, считают, что пруф есть, значит, это правда, и делают громкие заголовки. Происходит не вбрасывание фейков, а пропаганда с манипуляцией.
 
Собравшиеся отметили, что были также и курьезные ситуации. В Санкт-Петербурге на карте нарушений появилась жалоба с видео «подвоза избирателей», но вскоре появилась полная версия ролика, где его автор спросил у женщин, зачем они приехали. Выяснилось, что это народный хор и они приехали на выступление. В Москве на одну из камер, транслирующих выборы в Мосгордуму, села оса. Журналисты сразу отреагировали на ситуацию, и транспарентность выборов на участке была восстановлена. Забавный случай произошел в Татарстане: избиратель пришел в костюме лошади.
 
В дискуссии также приняла участие член ОП РФ от Севастополя Наталья Кирюхина, которая рассказала, что и на Крымском полуострове в день единого голосования не обошлось без информационных выбросов, целью которых было повлиять на волеизъявление граждан.

Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков обратил внимание, что многие иностранные площадки не подчиняются российскому законодательству, и, когда речь идет о вмешательстве, они перекладывают ответственность на рекламодателей: «Здесь идет двойная политика со стороны иностранных площадок. Российское государство пытается заставить эти компании зарегистрироваться в нашей стране, но с 2014 года это так и не произошло». Он также рассказал, что уже сегодня в России существуют компании, которые могут собирать данные пользователей из открытых источников — эмоциональный настрой, политические и религиозные взгляды; а затем продавать эти данные сторонним компаниям, которые, в свою очередь, четко таргетируют рекламу, чтобы она была показана не у всех пользователей, а конкретных.

Блогер Илиас Меркури лично столкнулся с цензурой западных интернет-площадок. Оказалось, что вести трансляцию в YouTube политических мероприятий в тональности, которая не устраивает руководство интернет-гигантов, непросто: «До начала трансляции нас заблокировали дважды, при этом сказали, что мы нарушаем правила контента. Не было трансляции, не было контента, что мы нарушали, мы так и не поняли».

По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по СМИ Вячеслава Лащевского, то, что мы имеем сегодня в Сети с точки зрения распространения контента, — это обратная сторона цифровой трансформации: «Каждому государству придется в этой ситуации делать свой выбор. Сегодня мы реально плывем по течению, стараемся быть для всех хорошими, все соблюсти, со всеми мир, а в это время идет реально жесткая идеологическая борьба, которая превращается в борьбу за умы, сердца и души людей. В таких трансформациях не заинтересован никто. Поэтому нам предстоит сделать выбор или принимать какие-то меры жесткого регулирования, или ни к чему хорошему это нас не приведет».

Лащевского поддержала член Комиссии ОП РФ по СМИ Елена Волова. Она добавила, что ежедневно растет список запрещенного к публикации на западных площадках, в то время как российские соцсети полностью открыты.
 
Александр Малькевич отметил: «Конечно, хорошо, что закон о фейках был принят, другое дело, что есть еще белые пятна, есть, что дорабатывать с учетом правоприменительной и жизненной практики. Мы понимаем, что назрела необходимость более жесткого правового регулирования и контроля размещения и распространения информации с целью поддержания социальной стабильности, недопущения нарушения закона и срыва демократических процедур выборов».
 
Он проинформировал присутствующих, что накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий для иностранных компаний штрафы за нарушение требований о локализации баз персональных данных российских интернет-пользователей на территории РФ. В случае рецидива максимальный штраф для граждан составит 100 тысяч рублей, должностных лиц — один миллион рублей, а юридических лиц — 18 миллионов рублей.
 
«В ближайшее время мы направим в Google и Facebook наши претензии и пригласим их к диалогу. Считаем крайне важным сегодня закон об информационных посредниках: социальные сети должны отвечать за то, что они публикуют, особенно в политической сфере, способной вызвать те или иные потрясения. Отмечу, в Германии предусматривается штраф до 50 миллионов евро против соцсети, если та не удалит пост, “способный поколебать демократические устои государства”. Таким образом, на Западе идет борьба, мы тоже не должны сидеть, сложа руки», — резюмировал Малькевич.
 
В ходе круглого стола собравшиеся согласились с тем, что введение инструментов борьбы с фейками — общемировая практика. Было также отмечено, что ОП РФ должна осуществлять общественный контроль: необходимо, чтобы граждане не только понимали, что является фейком, а что нет, но и помогали проверять информацию.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться