
«Суд над Ассанжем отложен, но это не означает, что выдачи не будет», — сказал заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе, выступая на круглом столе «Дело Джулиана Ассанжа: есть ли шанс на справедливость?», который прошел 18 июня в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Семь лет назад, 19 июня 2012 года, основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж переступил порог посольства Эквадора в Лондоне с просьбой предоставить ему политическое убежище. В апреле 2019 года новые власти Эквадора лишили Ассанжа права на убежище и разрешили британской полиции арестовать его. Теперь ему грозит экстрадиция в США и тюремный срок в 175 лет.
«Справедливого разбирательства в США не может быть в силу того, что было соответствующее заявление главы департамента безопасности минюста о том, что журналист преднамеренно опубликовал имена людей, которые являются засекреченными агентами в зоне военных действий, подвергнув их серьезной опасности, — сказал Сергей Орджоникидзе. — Правительство Соединенного Королевства не знает, что с ним делать в данный момент: выдавать — это политически опасная вещь для любого правительства, тем более, что мы знаем, что в США существует смертная казнь. Но и попытки квалифицировать действия Ассанжа как нарушение закона о шпионаже они, конечно, будут принимать».
Он отметил, что существует принцип невыдачи (за совершение преступлений политического характера. — Прим. ред.) граждан, в соответствии с которым осужденного нельзя выдавать тем странам, где ему грозит наказание более жестокого характера, чем в стране, где он находится в заключении.
«Есть еще один принцип — принцип свободы информации. Этот принцип начал развиваться после войны, и США не возражали против этого принципа. В 1946 году была принята резолюция по этому вопросу, а в дальнейшем уже пошло развитие: это была Всеобщая декларация прав человека, а потом Международный пакт о политических и гражданских правах и конвенции Совета Европы. Формула в этих документах одна и та же: каждый человек имеет право искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственной границы. Это основополагающий принцип свободы информации, который зафиксирован в международном праве послевоенных времен», — рассказал Орджоникидзе.
Таким образом, как утверждает Сергей Орджоникидзе, задержание Джулиана Ассанжа противоречит всем этим документам и принципам.
«Когда говорят, что Ассанжа надо выдать за шпиона — где доказательства, что он действительно им является? Он что, госслужащий, который давал подписку о неразглашении государственных секретов? Он всего лишь журналист, который расследовал событие. И за это его могут казнить. Получается, что принцип свободы информации работает во всех странах, кроме США. Это лицемерие и двусмысленность политической линии нынешней администрации США налицо у всех», — заявил он.
Сергей Орджоникидзе убежден, что журналистское сообщество не должно оставить этот вопрос и нельзя дать возможность администрации президента США казнить человека за его попытки найти правду любым способом, предусмотренным международными нормами.
При этом член Общественной палаты РФ, советник МИА «Россия сегодня»
Вероника Крашенинникова уверена, что преследование Джулиана Ассанжа Соединенными Штатами и их союзниками «создает опасный прецедент, который ставит под угрозу журналистику и издательство, свободу слова и свободу печати во всем мире».
Она отметила, что США в очередной раз выходят далеко за рамки своей правовой территории.
«Американский силовой аппарат может ударить по журналистам из любой страны, требовать экстрадиции, если им покажется, что репортажи представляют угрозу национальной безопасности США. Заметьте, Ассанж — гражданин Австралии, работал в Англии», — предостерегла Крашенинникова.
Член ОП РФ заметила, что за последние годы Ассанж потерял немало сторонников из-за публикации переписки со взломанного почтового сервера Хиллари Клинтон и Демократического национального комитета: «Эти письма показали, насколько внутрипартийные выборы были подтасованы в пользу Хиллари Клинтон в ущерб Берни Сандерсу. Ассанж не декларировал поддержки Дональду Трампу, но время выдачи этой информации сильно подыграло Трампу».
«Горький сарказм ситуации состоит в том, что администрация президента Трампа преследует Джулиана Ассанжа самым яростным и радикальным способом. Директор ЦРУ Майк Помпео назвал Wikileaks, я цитирую, “негосударственной враждебной разведывательной службой”. Это не только яркое словцо — это юридическое определение, которое запускает гигантский силовой аппарат США против Джулиана Ассанжа, против Wikileaks, против любого человека, который может быть вдохновлен их примером. И дело Ассанжа, при всем масштабе его персональной фигуры, гораздо шире», — напомнила Крашенинникова.
Она считает, что силовое преследование журналистов и издателей ставит целью сокрытие военных преступлений: «Заметьте, Ассанжа преследуют за раскрытие преступлений США, но ни один из тех преступников не подлежит расследованию и не был наказан до сих пор. США отказались подчиняться юрисдикции международного уголовного суда. Более того, они борются за то, чтобы лишить этот суд его широких полномочий. Что касается международного суда ООН, то США при ратификации сделали оговорку, предусматривающую «в каждом случае требовать согласия США». Но тогда кто, кроме журналистов и издателей, может сдерживать агрессию США и их преступную политику в разных точках мира?»
«Мы убеждены, что демократия работает только тогда, когда общественность имеет доступ к информации. Если государство ведет противоправную и даже преступную деятельность, журналисты и издатели имеют право раскрывать такие факты для широкой общественности», — заключила Крашенинникова.