20 июня, 2019
RSSПечать
Упростить изъятие из обращения опасной и незаконной продукции
В ОП РФ обсудили предложенный кабмином законопроект о механизме аннулирования деклараций и сертификатов

19 июня в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами были проведены общественные слушания законопроекта № 658661-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».
Изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» должны упростить изъятие из обращения опасной и незаконной продукции. В соответствии с законопроектом правительство будет иметь право утверждать полномочия надзорных органов, порядок сертифицирования продукции и регламент признания недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия.
«Общественная палата РФ поддерживает усилия органов власти, направленные на упорядочение механизмов обеспечения качества и безопасности товаров», — заявил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов. Однако предлагаемые изменения, по его мнению, требуют существенных доработок.
«Я рад, что Общественная палата РФ работает в тесной связке с Общественным советом при Роспотребнадзоре. Те вопросы, которые затрагиваются сегодня по различным аспектам технического регулирования, несмотря на сложность темы, важны для каждого гражданина России», — отметил он.

«Нужно устранить некоторые недочеты, которые я сформулировала в вопросах к авторам законопроекта: как разделить понятия “приостановление”, “прекращение” и “признание недействительным”? В законопроекте этого нет, а порядком закона это предусматривается. Как будут поступать с декларациями и сертификатами, которые зарегистрированы или выданы другими странами? Об этом также ничего не сказано, но это может привести к неравным условиям хозяйствования для российских и иностранных юридических лиц. Каков механизм обжалования решений? Получается, что декларация признается недействительной — и дальше неизвестно, что с ней делать», — высказалась она.
«Если нет механизма обжалования, непонятно, как себя вести участникам рынка, — подчеркнул Артем Кирьянов. — В этом видится и коррупциогенная составляющая. Если нет механизма обжалования, то решения могут быть волюнтаристские, влекущие за собой серьезные убытки».
Заместитель генерального директора ФГУП «Стандартинформ» Константин Леонидов подчеркнул, что «необходимо соблюсти баланс интересов потребителей и производителей».
Президент ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь также поддержала идею внесения изменений в закон, но с учетом доработки текста законопроекта.
«Сегодня у нас создана федеральная служба по аккредитации, которой государство доверило проведение процедуры аккредитации. Сегодня поставщик, производитель продукции, выпускаемой на территории РФ, стран — членов Союза, должен быть уверен в компетентности этих аккредитованных лиц. Но, к сожалению, именно этим текстом законопроекта Федеральная служба по аккредитации хочет сбросить с себя ряд своих функций и полномочий и переложить их на плечи государственных органов. Если мы говорим о пищевой продукции, то этот контроль осуществляют органы Роспотребнадзора, а если это другая продукция, например низковольтное оборудование, то там три-четыре технических регламента и три-четыре государственных контрольно-надзорных органа. Какой из органов будет отменять декларацию, признавать ее недействительной?» — спросила она.
«Люди хотят доверять государству, и разочаровать людей мы не можем, — сказал Артем Кирьянов. — Мы понимаем, что как только мы уходим от государственной сертификации, лицензирования, от жесткого контроля, то начинается хаос. Усиливать позиции Россаккредитации необходимо ко второму чтению».
В ходе слушаний участниками были высказаны предложения и замечания, которые рекомендовано учесть при доработке законопроекта ко второму чтению. По мнению экспертов, устранение указанных недочетов приведет к существенному улучшению законопроекта, снизит риск установления дополнительных административных барьеров, создаст дополнительные механизмы защиты прав предпринимателей, в том числе относящихся к малому и среднему бизнесу.