
О том, какие локальные бренды существуют в Северной Осетии и на всем Северном Кавказе, говорили 16 мая, в нулевой день форума «Сообщество» во Владикавказе, на экспертной сессии «Живое наследие: создание карты локальных культурных брендов».
«Живое наследние» — это проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов, его цель — глобальное продвижение локального колорита и привлечение под это внешних ресурсов.
Об идее рассказал председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению
Андрей Максимов.
«Мы создаем интерактивную национальную карту локальных культурных брендов с визитной карточкой каждого региона. Дело в том, что проблема для туриста и инвестора не столько дефицит информации, сколько вопросы навигации и возможность выбрать самое ценное для себя из этого огромного массива информации. “Живое наследие” структурирует эту информацию, визуализирует ее, расставит акценты», — рассказал Андрей Максимов.
Проект разработан в качестве инструмента для продвижения местных брендов населенных пунктов России. С помощью интерактивной карты и краудсорсинговой платформы проект призван помочь дать представление об уникальной идентичности территории.

На круглом столе представили проект матрицы культурных брендов регионов Северно-Кавказского федерального округа (Ставропольского края, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана).
Все бренды были поделены на несколько типов: зонтичные бренды (например, минеральные воды, ингушские родовые башни), уникальные поселения и курорты (Пятигорск, Дербент, Кубачи), культурные сооружения и комплексы (от башни Любви в Верхнем Чегеме до мечетей «Сердце Чечни» и «Сердце Матери»), природные объекты и явления (Кисловодский курортный парк, Домбай-Ульген, Цейское ущелье и т.д.), социокультурные явления (лезгинка, танец с кинжалами), события (Битва в горах), гении места (Михаил Лермонтов, Серго Орджоникидзе, Расул Гамзатов), промыслы и товарные бренды (кисловодский фарфор, кизлярские ножи) и гастрономические бренды (вода «Нарзан», осетинские пироги, урбеч, чаплгыш).

Андрей Максимов пояснил, что признанные культурные бренды войдут в матрицу автоматически, а остальные будут проходить отбор на нескольких уровнях и должны соответствовать определенным критериям.
«Портал “Живое наследие” поможет вывести локальные бренды на федеральный уровень. Мы также надеемся, что он поможет привлечь инвестиции и туристов — как российских, так и иностранных», — сказал он.
Одна из участниц сессии спросила о том, чем «Живое наследие» будет отличаться от других порталов, на которых размещена информация об объектах культурного наследия Кавказа. «Люди теряются в таком количестве информации, внимание рассеивается, — ответил Максимов. — Наша задача состоит в том, чтобы выбрать самое лучшее и сделать действительно удобный интерфейс. Чтобы человек, не погруженный в эти явления, смог выявить верхний слой в удобной для него форме».
После презентации проекта матрицы прошла бурная дискуссия: участники круглого стола высказались по поводу ее содержания, раскритиковав некоторые из ее пунктов и высказав свои предложения относительно тех объектов, которые должны быть включены или исключены из списка. Андрей Максимов заверил, что все замечания и предложения будут учтены в дальнейшей редакции проекта.