22 апреля, 2019
RSSПечать
«Стратегия Дагестана — 2035»: мозговой штурм в Махачкале
Эксперты обсудили проблемы и перспективы региона на стратегической сессии в рамках форума «Сообщество»

Второй и заключительный день большого форума «Сообщество» в Махачкале включал в свою программу семь различных семинаров, тренингов, секций, коворкингов, круглых столов и одну стратегическую сессию.
Безусловно, каждая из заявленных для общего мозгового штурма тем развития дагестанского общества является неотъемлемой частью социально-экономической жизни региона и обязательна в тщательном и всестороннем разборе. Однако тематика предложенной к дискуссии стратегической сессии «Стратегия Дагестана — 2035» одним своим названием в некотором смысле объединяет все прочие и предопределяет направление общего курса дальнейшего развития самого южного региона России.
Большой и открытый разговор состоялся на дискуссионной площадке «Дон». Объем предлагаемых к обсуждению направлений и отраслей развития, а также глубина экспертной оценки их текущего состояния в регионе предопределили состав приглашенных к профессиональной дискуссии специалистов по отраслям, представителей органов власти, научного сообщества и предпринимателей.
Открывая профессиональную дискуссию, с основным докладом выступил председатель совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Дмитрий Землянский.
Главная проблема всех разрабатываемых стратегий, по мнению специалистов, состоит в том, что сам планируемый документ, включая все рассматриваемые аспекты, является документом долгосрочным, а окружающий мир окружающий так стремителен в своем развитии, что главная задача — не опоздать с заявленными целями.
Помимо прочего надо учитывать то, что, определяя объективные конкурентные преимущества в конкретных отраслях, необходимо видеть саму мотивацию местного населения с точки зрения ментальности, культуры, личных целей. Если эти материальные объекты не стыкуются с конкретным видением людей и их ожиданиями, то ничего не получится.
К примеру, сегодня до 40 тысяч дагестанцев работают в районах Западной Сибири и занимаются разработкой углеводородов, свыше 44 тысяч дагестанских семей проживают только в Москве. Такой поток трудовой миграции вполне закономерен, и причина тому — отсутствие возможности реализовать себя на родине.
«Нам важно не потерять, что имеем. Дать тем, кто живет в горах, не преференции, а возможность зарабатывать, т.е. перестать их обирать. Кстати, первые шаги сделаны довольно правильно — в горах появились хорошие дороги. Во многие горные районы провели газ, и дальнейшая работа в этом плане продолжается. Стали появляться леса в горах, в лесах стала появляться вода. Сейчас серьезная инфраструктурная проблема в том, что современное оборудование не работает, так как в общей массе среднее напряжение электросетей в районах — это 160–180 ватт. Надо срочно приводить в порядок сетевое хозяйство. Эта работа уже идет, глава привел в республику специалистов. На 40 процентов по крупным районам работа завершена, проводится дальнейшая диагностика. Это правильный инфраструктурный подход. Теперь необходимо вернуть веру людей в то, что они имеют возможность зарабатывать», — считает ректор Дагестанского аграрного университета Зайдин Джамбулатов.
По мнению специалистов, безусловным успехом на пути реализации стратегии развития региона в определенный срок может послужить создание глобальных производственных цепочек, эффективность внедрения которых совсем не вызывает сомнения.
Сегодня сама махачкалинская агломерация в целом может быть одной из ключевых центров роста. Повышение качества ее городской среды здесь видят как одно из перспективных направлений развития. Население столицы республики уже давно перевалило за миллионный показатель, а это говорит о том, что в центре Дагестана сконцентрировано до половины всего населения региона.
«Этот ресурс развития формируется за счет того, что сюда готовы приезжать люди. Я знаю Махачкалу как город, где всегда кипит энергия, где есть чем заняться, есть возможности досуга и культурного проведения времени. Я знаю многих, кто хотел бы здесь действительно жить, и этот город для многих жителей юга страны и Северного Кавказа как Москва для России, я не побоюсь этого слова. Главное ограничение здесь, разрывающее эту технологическую цепочку, — это физическое состояние городской среды, хаотичная застройка и, соответственно, отсутствие нормального архитектурного облика и транспортной инфраструктуры». — уверен член ОП РФ, председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.
Развитие транспортной логистики региона в целом имеет колоссальный потенциал. Само географическое расположение республики на стыке железнодорожных, воздушных и водных путей открывает широкие возможности в развитии внешнеэкономических связей с соседними странами и регионами. Протяженность транспортных и энергетических путепроводов в направлении транспортного коридора Север — Юг определяют Дагестан как крупный транспортный хаб по продвижению российских экспортных товаров на рынки Ближнего Востока. Главной проблемой остается нехватка скоростных железнодорожных магистралей.
Создание эффективных технологических цепочек должно складываться из уже зарекомендовавших себя товаров и производств и существующих брендов.
«Безусловно, здесь колоссальный потенциал для развития туризма, и об этом говорят наши коллеги. Дагестан обладает как комфортными климатически условиями, так и потрясающими историческими памятниками, которые сами по себе создают центры притяжения. Проблемой здесь коллеги называют инфраструктурные решения, а если конкретно, то неразвитость уровня сервиса. Об этом говорят и сами дагестанцы. Помимо прочего, здесь есть серьезная возможность разработки природных ископаемых, и в первую очередь каспийского шельфа», — говорит член ОП РФ, представитель Комиссии по развитию образованию и науки Азамат Тлисов.
Еще одним довольно значимым ресурсом для формирования эффективной технологической цепочки развития региона члены Общественной палаты и приглашенные эксперты называют существующий уровень предпринимательской активности Дагестана. По некоторым оценкам, эта отрасль может составлять значительную долю доходов республиканского бюджета. Сегодня республике надо вплотную заниматься обелением своей экономики и выводу предпринимателей из тени. Это процесс необходим и привлекателен для обоих сторон, так как бюджет получит новые ресурсы, а бизнес приобретет возможность получения кредитных ресурсов и внешних инвестиций. Здесь со стороны участников необходима совместная работа по созданию привлекательных и комфортных условий работы бизнеса.
«Издержки, которые есть у легального бизнеса, намного больше, чем у нелегалов. Легальный бизнес платит налоги вбелую, платит заработную плату и подвержен всем проверкам, которые есть у надзорных органов. Нелегалы, в свою очередь, платят лишь каким-то непонятным людям для того, чтобы их не трогали, но они не подвержены ни каким проверкам, и они создают неравную конкуренцию для легального бизнеса. Говоря о тех формах поддержки, которые есть у нас в республике, на самом деле они есть, но недостаточны для развития бизнеса. Тут было бы правильно, если бы необходимые формы предлагал бизнес, а не власть, тем самым существовала бы и обратная связь в этом диалоге», — предлагает свое видение проблемы уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан Мурад Далгатов.