RSS Eng

04 апреля, 2019

RSS

Печать

«НАТО может существовать только в условиях холодной войны»

Тенденции развития отношений России и НАТО обсудили на заседании Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при ОП РФ

«НАТО может существовать только в условиях холодной войны»

3 апреля, накануне 70-летия НАТО, в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии: эксперты говорили о том, есть ли возможность ослабления напряженности в отношениях между Россией и НАТО. 

«История отношений нашей страны с блоком НАТО показала, что он как имел антисоветскую, так и имеет (причем все более возрастающую) антироссийскую направленность. Эта позиция остается неизменной вне зависимости от того, какое правительство находится у власти в России. Советский Союз, как и Российскую Федерацию, НАТО всегда рассматривало в качестве геополитического врага номер один», — сказал председатель совета, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе, добавив, что НАТО может существовать только в условиях холодной войны.
 
По его словам, надуманная политика сдерживания — это явное прикрытие, которое использует блок НАТО для своих агрессивных намерений, а его политику вряд ли можно назвать оборонительной, особенно с учетом «ползучего расширения» блока на Восток.
 
«Мы все чаще и чаще видим корабли НАТО, которые заходят в Черное море уже практически на регулярной основе. Их очевидная цель — дойти и до Азовского моря и поставить нас перед фактом окружения нашей страны с юга. На вопрос о том, есть ли на этих кораблях ядерные боеголовки, натовцы нам не отвечают», — сказал он. Сергей Орджоникидзе привлек внимание к тому, что если ракеты на кораблях все-таки есть, «то они могут достать и до Москвы».
Замглавы МИД РФ Александр Грушко подробно рассказал о позиции России относительно действий НАТО, о том, как развивались отношения между альянсом и нашей страной на протяжении всех 70 лет, а также о том, как складывается архитектура европейской безопасности в настоящее время. По его словам, натовские программы вооружений нацелены не на декларируемую борьбу с терроризмом, а выстраиваются по схемам холодной войны.
 
 

 
«Мы будем реагировать, действия Москвы будут симметричными, но не затратными», — сказал Грушко, говоря об ответных мерах российской стороны на новые программы вооружения НАТО в Европе. 
 
Александр Грушко подчеркнул, что само недружественное по отношению к РФ военное планирование будет генерировать враждебную политику. «Эта смесь военного планирования и враждебной политики — это такой коктейль, который очень сложно будет оставить в прошлом», — добавил он.
 
Юрий Балуевский, член совета, бывший начальник Генштаба военных сил России, отметил: «Я говорил об этом и раньше: холодная война не закончилась. Если сегодня посмотреть на СМИ — на наши, на западные или на украинские, становится страшно: война или уже началась и она ведется, или она вот-вот перейдет в эту фазу, которую уже ничем не остановить. Но я убежден — и я готов это доказать: война между Россией и США и Западом в целом никогда не прекращалась, — продолжил он. — Нашу страну можно представить как мишень. До недавнего времени этой мишенью были вооруженные силы, сегодня же войну в таком понимании вести уже не надо». 
 
В связи с этим он привел цитату из «Чикаго Трибьюн»: «Не ошибитесь: мы воюем с Россией. Это не жаркая война с войсками на земле и бомбами, пролетающими в воздухе. Это не холодная война с наращиванием вооружений и боеголовок. Нет, это то, что я бы назвала “теплой войной”, которая во многих отношениях более коварна. Это похоже на лягушку в прохладной воде, которая постепенно нагревается так, что к тому времени, когда вода полностью закипит, бедная лягушка потеряет способность прыгать в безопасное место».
 
Вице-адмирал, главный военный представитель России при НАТО в 2002–2008 годах Валентин Кузнецов отметил, что пик сотрудничества РФ и Североатлантического альянса пришелся именно на эти годы. Однако в 2008 НАТО в одностороннем порядке приостановило работу Совета Россия — НАТО, поставив жирную точку в этом сотрудничестве.
 
«Сейчас никакого сотрудничества нет. Но, с моей точки зрения, это естественный процесс. В 2014 году произошло то, что произошло, и блок НАТО испытывает неприятие от того, что случилось в Крыму, и того, что происходит на юго-востоке Украины. И сейчас мы дошли до того, что вооруженное противостояние привело к большой конфронтации» — подчеркнул Кузнецов. 
 
Он рассказал, что за последние два года численность войск быстрого реагирования НАТО у границ России увеличилась с 25 тысяч до 40 тысяч человек.
 
«К 2020 году они должны перейти к плану “3 по 30” — это формирование 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей. Все это тоже войдет в рамки так называемых сил быстрого реагирования», — добавил он.
 
Генерал-лейтенант запаса бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, председатель cовета ПИР-wентра Евгений Бужинский отметил, что все-таки НАТО — это в первую очередь США, и все решения принимают именно американцы.
 
«Никакой базы Трампа («Форт Трампа». — Прим. ред.) в Польше, о которой сейчас много говорят, конечно, не будет, а вот создание там и, возможно, в Прибалтике инфраструктуры по типу Норвегии (то есть складирование тяжелых вооружений) будет иметь место. Недавняя переброска 1500 военных танковой дивизии в Польшу — это только начало», — сказал он, подчеркнув, что, судя по всему, американцы возобновляют свою систему по переброске войск усиления в Европу.
 
О том, что сейчас нужно обращать внимание на Восточную Европу и в первую очередь на Польшу, говорила и Вероника Крашенинникова, заместитель председателя Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей.
 
 

 
Она рассказала о концепции междуморья, идея о которой обретает особую актуальность в последнее десятилетие. «Эту концепцию начал использовать институт Stratfor в США, а затем и американские военные генералы. Смысл концепции в том, чтобы все земли между Балтийским и Черным морями были под влиянием (если не под контролем) Польши», — напомнила член ОП РФ.
 
«Ситуация выглядит так, что трансатлантическая ось смещается со старой Европы в Европу новую. Я использую термины министра обороны США Рамсфельда, которые он ввел в начале 2000-х годов», — сказала Крашенинникова.
По ее словам, для России это имеет принципиальное значение, так как Восточная Европа находится ближе к границам РФ, чем Западная. 
 
«Атмосфера милитаризации усиливается. По всей видимости, смещение центра тяжести военно-политического блока НАТО в Восточную Европу продолжится», — заключила она.

Теги: Вероника Крашенинникова, Сергей Орджоникидзе

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться