03 апреля, 2019
RSSПечать
«Система по сопровождению семьи в кризисной ситуации пока похожа на лоскутное одеяло» — Елена Альшанская
В ОП РФ призывают совершенствовать меры по профилактике социального сиротства

2 апреля в ОП РФ состоялись общественные слушания «Комплексное сопровождение семьи как механизм профилактики социального сиротства: правовое регулирование и успешные практики».
«С момента объявления Президентом страны Десятилетия детства многократно подчеркивалась важность ведения общественного контроля реализуемых проектов и мероприятий, — сказала, открывая слушания, председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая. — Наша комиссия ведет активную деятельность в вопросах профилактики социального сиротства, социального сопровождения семьи и сокращения количества неблагополучных семей. Коллеги работают в Совете при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детства, а также в Координационном совете при Правительстве РФ по реализации в России планов мероприятий Десятилетия детства на 2018–2020 годы, они обладают богатым опытом в этой сфере».
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи материнства и детства генеральный директор Института научно-общественной экспертизы Сергей Рыбальченко предложил подробнее ознакомиться с международным опытом и региональными практиками по выведению семьи из состояния неблагополучия.
«Сегодня мы видим проблемы в законодательстве, в частности в ФЗ-442 “Об основах социального обслуживания граждан в РФ”. В этом документе не определяется социальное сопровождение ни как услуга, ни как работа — это в значительной степени мешает регионам реализовать успешные практики. Одновременно мы наблюдаем большой потенциал и ресурс некоммерческих организаций, которые можно в регионах привлекать к работе с семьями, еще не попавшими в ту ситуацию, когда родителей лишают родительских прав или ограничивают в них, а когда семье еще можно помочь, сохранить ее, поднять и повысить ее жизненный уровень», — убежден Сергей Рыбальченко.

«За последние годы удалось много добиться в вопросах социального сиротства, однако тема, безусловно, не закрыта. Надо думать над тем, как сократить число детей, чьих родителей лишили родительских прав или ограничили в них. Социальное сопровождение семьи перешло от успешной практики до повсеместной работы, это видно на примере многих регионов. На сегодняшний день реализуется комплексная и системная работа от выявления сложной ситуации в семье до выхода из нее. Этот механизм эффективен — это подтверждает закрепление социального сопровождения в законе и привлечение ресурсов различных министерств и ведомств. С моей точки зрения, законодательство не требует корректировки. Надо продолжать развивать эту систему на всей территории страны», — заявила Марина Гордеева.
Сергей Рыбальченко в свою очередь отметил, что необходимо прислушаться к мнению НКО и уже затем решать, требуются ли изменения в законодательстве на федеральном уровне либо поправки в нормативной базе на уровне регионов, чтобы система эффективнее развивалась и распространялась.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила острую нехватку системности в процессе оказания услуги по сопровождению неблагополучной семьи: «Именно комплексного сопровождения катастрофически не хватает. Вся система построена как лоскутное одеяло: есть набор разных услуг, функций ведомств, но они разрозненные, они не складываются в единую картинку, которая реально бы помогала семье, попавшей в кризисную ситуацию».
«В процессе своей работы мы наблюдаем проблемы в регионах из-за неналаженного взаимодействия ведомств друг с другом. Все меры реагирования на проблемы ребенка репрессивные по отношению к семье — например, процедура отобрания детей из семьи, когда их по суду забирают органы опеки, а не работают с семьей для улучшения сложившейся ситуации. Работа по профилактике социального сиротства ведется слабо, потому что не всегда доступны базовые услуги: здравоохранение для всех членов семьи, образование, чтобы одинокая мать могла отдать ребенка в ясли или детский сад, помощь семьям с детьми в получении жилья. Не надо раздавать недвижимость всем в собственность, а вот социальную ренту государство может себе позволить, но это не развито у нас. Важно чтобы семья могла сама выйти из проблемной ситуации, не входя в кризис», — считает Елена Альшанская.

«Есть большое количество специалистов в различных ведомствах, но по факту с семьей никто не работает. Считаю, что должна быть одна точка входа — куратор, ответственный за процесс реабилитации семьи для выхода из кризиса. Также он должен иметь чек-лист, по которому именно эта семья может решить свои проблемы. Весь спектр ситуаций надо включить в разные чек-листы, а не всем одно и то же предлагать. Семьи, где в одной есть ребенок-инвалид, а в другой — мужчина бьет жену и детей, обе нуждаются в помощи, но разной. Надо выдавать семье одну маршрутную карту, по которой она сможет двигаться для улучшения ситуации», — предлагает член ОП РФ.
Поддержал данную позицию и председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Он отметил, что необходимы изменения в федеральном законодательстве, чтобы социальное сопровождение сделать реально комплексным.
«Работа должна вестись по-разному с различными группами семей там, где есть дети с инвалидностью, выпускники детских домов или один из членов семьи находится в местах лишения свободы. Все должны получать индивидуальную помощь, и не разовую. Должно быть комплексное социальное сопровождение семьи. Однако в регионах сегодня это вызывает набор формальных и неформальных трудностей, потому что приходится создавать лишние документы, проводить лишнюю бюрократическую работу. У нас в законе не закреплены такие понятия, как индивидуальный куратор и использование индивидуального плана действий для семьи как одного уникального объекта», — сказал эксперт.