05 марта, 2019
RSSПечать
«Главное для общественника — вставать на защиту человека даже в патовой ситуации» — Татьяна Дмитриева
Член ОП РФ — о приоритетах в работе и видении миссии общественника

Замглавы Общественной палаты Московской области, председатель совета молодежного общественного движения «Местные» Татьяна Дмитриева была в январе избрана членом Общественной палаты РФ.
В движение молодых политических экологов Подмосковья «Местные» она влилась еще в 2005 году. В течение долгого времени основным профилем активистки были экология и работа с молодежью. В арсенале общественницы есть и опыт борьбы за сохранение объектов культуры, например участие в кампании против застройки элитного коттеджного поселка на территории музея-заповедника «Бородино» в 2010 году.
Татьяна Дмитриева рассказывает о том, какой видит свою миссию в Общественной палате РФ, на решении каких проблем собирается сконцентрировать свои усилия.
Возродить из пепла памятники архитектуры
«Когда ты интегрирован в повестку региона, ты понимаешь, где на эту тему фонит: где покушаются на снос дома, где спорная территория. Все эти вещи как бы находятся внутри одной системы, но в то же время очень разные по смыслу. Вот пример, который меня за живое берет: в Пушкинском районе Московской области есть усадьба Станиславского, находящаяся под опекой общественной организации. Станиславский — достояние мира. Приезжают люди из разных стран, но по уставу этой общественной организации попасть на территорию усадьбы можно только раз в году в течение трех календарных дней туристической группой не более трех человек. Это повод позаботиться, чтобы эта усадьба не исчезла из культурного плана, из культурной дорожной карты и нашего региона, и страны в целом», — поделилась Татьяна Дмитриева.
«Я мечтаю, чтобы через энное количество лет архитектурные объекты возродились, как птица феникс из пепла. Да, некоторые считают, что раз в усадьбах жили самые обыкновенные люди, в них нет ничего примечательного. Но это памятники эпохи. Это то, что дает возможность погрузиться в атмосферу прошлых веков. Работа по архитектурному восстановлению важным образом отражается и на эстетическом восприятии человека, и на его исторической идентификации. Окружающая среда, в том числе и историческая, оказывает значительное влияние на становление человека, формирование в нем чувства прекрасного», — говорит она.
Еще одна важная тема — сохранение памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Татьяна Дмитриева убеждена: невозможно идти в будущее, наплевательски относясь к своему прошлому: «Существуют памятники, которые не реставрировались с 1950–1960-х годов. Это действительно катастрофа. Выделяемых на культуру средств недостаточно — деньги практически размазаны тонким слоем, и это направление не выявлено как приоритетное. Я считаю, что это огромное упущение».
Общественница отмечает, что любая спорная ситуация требует индивидуального подхода, внимания к каждому мнению. Она привела в пример ситуации с жилыми зданиями, которые активисты и эксперты требуют причислить к объектам культурного наследия, а сами жильцы — к аварийным постройкам. Учесть интересы всех сторон — тонкая ювелирная работа для общественника:
«Есть общественное мнение, с ним, безусловно, нужно считаться, но существует экспертное сообщество, профессиональные архитекторы, историки, люди, которые в конечном итоге несут ответственность и административную, и уголовную за реализацию того или иного проекта. Это в любом случае основная движущая сила с учетом мнения общественных сил. Во всем должна быть мера и золотая середина», — говорит она.
Маленьких проблем в нашей работе не бывает
Приоритет для любого общественника — помощь ближнему, и здесь нельзя делить на большие и маленькие истории, уверена Татьяна Дмитриева.
«Я соглашусь с Иосифом Кобзоном, который замечательную вещь сказал в одном из своих последних интервью у Владимира Познера: к сожалению, простой человек в России по-прежнему не защищен. Иногда из-за того, что нет элементарных правовых знаний, из-за того, что некоторые отдаленные уголки у нас до сих пор существуют по принципу гоголевщины. Мы это изживаем, эволюционируем, но все равно такие вещи встречаются. И когда общественный институт встает на защиту в, казалось бы, патовой ситуации абсолютно не защищенного человека — это главное. Самое главное — не бронзоветь. Мне кажется, что, реализуя самые масштабные проекты, ты должен понимать, что деятельность Общественной палаты — это, по сути, миссионерская история, где помощь ближнему должна быть основным приоритетом. Маленьких проблем в нашей работе не бывает», — такой видит общественница миссию ОП РФ.
«Система общественных палат очень гибкая, она позволяет выносить и маленькие частные, и большие системные проблемы на федеральный уровень. Я вижу огромный плюс в том, что у регионов есть представители в Общественной палате. Не хочется, чтобы это прозвучало пафосно, но я считаю, что помочь незащищенному человеку в его беде — это главная задача любого представителя общественности, на то мы и здесь», — добавила Татьяна Дмитриева.