RSS Eng

04 марта, 2019

RSS

Печать

Строительство трассы через Ульяновский лесопарк: общественники призывают учесть мнение местных жителей

В ОП РФ прошло экспертное совещание Общественного совета при Рослесхозе

Строительство трассы через Ульяновский лесопарк: общественники призывают учесть мнение местных жителей

28 февраля в Общественной палате РФ состоялось экспертное совещание Общественного совета Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) «Проблемы сохранения природных территорий Новой Москвы в контексте столичной градостроительной политики: Ульяновский лесопарк и дорожное строительство».

Поводом для заседания послужило большое количество поступающих в совет жалоб жителей Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы о планах по градостроительному освоению прилегающих к местам их проживания природных территорий, в том числе находящихся в статусе особо охраняемых зеленых территорий.
 
В частности, в совет обратились жители района Ново-Переделкино, обеспокоенные планами дорожного строительства через так называемый Ульяновский лесопарк, имевший до решения о присоединении соответствующей территории к городу Москве статус защитного леса в составе государственного лесного фонда. Строительство трасс через лесопарк, по мнению жителей и ряда экспертов, приведет к фрагментации лесного массива и в целом ухудшит экологическую обстановку в районе. Вместе с тем основное беспокойство жителей вызывает неопределенность с планами по дальнейшему градостроительному освоению территории и вызывает у них опасение за судьбу основной части Ульяновского лесопарка. При этом многочисленные обращения граждан в органы власти города Москвы по поводу принятия мер для сохранения и усиления природоохранного статуса лесопарка до сих пор не привели ни к каким-либо решениями со стороны этих органов, ни даже к открытому и конструктивному диалогу в формате «общество и власть». 
 
В этой связи Лесной форум Общественной палаты Российской Федерации, на площадке которого активно обсуждаются социально-экологические проблемы регионов страны, предложил властям Москвы и федеральному правительству прислушаться к мнению экспертов и жителей соответствующих территорий с тем, чтобы начать вырабатывать решения, нацеленные прежде всего не на бизнес-запросы застройщиков, а на интересы жителей города. Ведь именно о необходимости принятия органами власти решений с учетом мнения граждан, их предложений по обустройству жизни на тех или иных территориях постоянно говорит Президент РФ. 
 
Совещание открыл Владимир Морозов, председатель Общественного совета при Рослесхозе и сопредседатель Лесного форума ОП РФ, обозначив причины и цели собрания: «Дорожное строительство объективно и в Новой Москве, и в самой Москве происходит гиперактивно. 1 июля 2012 года земли лесного фонда в городах федерального значения были переведены под другую юрисдикцию, стали зеленым фондом, и особо охраняемые природные территории (ООПТ) превратились в особо охраняемые зеленые территории (ООЗТ) — разница большая, потому что в ООЗТ можно строить дороги и всю инфраструктуру, что к ним относится.
 
Наша задача — попробовать получить объективную картину, которую изложат жители, с одной стороны и органы власти — с другой, выработать предложения по сохранению Ульяновского лесопарка и нанесению минимального ущерба природе в связи со строительством, а также попытаться наладить конструктивный диалог между гражданами, строителями и властями».
 
Сомодератор заседания Антон Хлынов, координатор проекта «Зеленый щит», упомянул, что подобная проблема поднимается уже не в первый раз, вопрос неоднократно обсуждался на разных площадках, в том числе и Общественной палаты РФ, и Общероссийского народного фронта. Тема животрепещущая — с одной стороны, это частный вопрос жителей конкретных районов, с другой — это часть большой проблемы урбанизации столицы, прежде всего связанной с градостроительной деятельностью, которая нещадно уничтожает нашу сферу обитания.
 
Эксперт рассказал, что в 2015 году ОНФ выдвинул инициативу о создании защитного лесного пояса с целью максимально бережного, несмотря на процессы интенсивной урбанизации, сохранения природных зон: «Все решения о строительстве какой-либо инфраструктуры должны рассматриваться на альтернативной основе. Эти принципы есть и в законе об охране окружающей среды, но, к сожалению, эти принципы практически не соблюдаются. У нас не принято открыто обсуждать с гражданами и с экспертным сообществом какие-либо альтернативные варианты решений. Почему дороги нужно проложить именно через лесопарк? Какова необходимость в реализации этих инфраструктурных проектов? Зачем вообще нужна эта дорога? Почему бы не рассмотреть другие варианты?»
 
Антон Хлынов конкретизировал, что речь идет о двух участках дорог, которые планируется проложить через Ульяновский лесопарк.
 
«Первая дорога — между Боровским и Киевским шоссе. Там строятся новые кварталы, и трасса Солнцево — Бутово — Видное (дублер МКАД) рассекает Ульяновский лесопарк.
 
И второй объект для обсуждения — участок дороги, которая соединит Новоорловскую улицу с новым Проектируемым проездом. Эта дорога может расчленить лесопарк еще больше, и такая фрагментация негативно скажется на состоянии экосистемы лесопарка, ухудшит его экологические качества».
 
Эксперт привел пример заказника «Широколиственные леса долины Клязьмы» в Ногинске, который находится под угрозой критической фрагментации, как и Ульяновский лесопарк. По планам его должны пересечь ЦКАД и высокоскоростная автомобильная трасса. В этом случае общественности удалось добиться того, что АО «РЖД» готово к переговорам и согласно если не поменять планировку трассы, то рассмотреть создание эстакады, что снизит нагрузку на этот заказник.
 
Выступающие эксперты-экологи рассказали, что участок Ульяновского леса уникальный — с большим количеством краснокнижных животных и растений. Это цельный природный массив, лес, который обладает экологической эффективностью.
 
Активисты — представители жителей прилегающих к лесу районов сообщали об отсутствии общественных слушаний по планируемым работам.
 
Представители власти утверждали, что необходимо строительство дополнительных дорог в связи с большой загруженностью существующих трасс. В то же время звучало мнение, что, «по оценкам потока от Новоорловской улицы, поток будет очень низким, на уровне одной машины в минуту. Площадь леса, который потребуется вырубить, — около 10 гектаров. Уничтожать столько леса ради ничтожного потока машин нельзя».
 
Также обсуждался вопрос о возможности перевода Ульяновского леса из статуса особо охраняемой зеленой территории в статус особо охраняемой природной территории, что означало бы запрет строительства магистралей.
«Перевод в статус ООЗТ возник для того, чтобы сокращать площади лесов. Потому что статус городского леса не запрещает прокладку дорог», — прокомментировал эколог Иван Несуховский.
 
Владимир Морозов, подчеркнул, что задача собравшихся — организовать диалог общества и власти: «Мы понимаем, что у представителей власти есть свои задачи, свои регламенты — чиновники работают с теми нормами, которые существуют. Основная проблема в том, что вопрос не обсудили с общественностью и экспертами, не рассмотрели альтернативы. Это вопрос экологической культуры в принятии решений. Но все-таки мы все живем рядом. Представьте, что эта дорога проходит мимо вас. Нам нужно попробовать найти компромисс. Предпосылки к этому есть».
 
По итогам заседания было решено составить резолюцию, в которой будут учтены все мнения и предложения участников дискуссии, и отправить ее для рассмотрения в высшие органы власти.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться