01 марта, 2019
RSSПечать
Строительство культовых зданий: государство помогает или запрещает?
Правовые коллизии в функционировании культовых объектов в России обсудили в ОП РФ

В Общественной палате РФ 28 февраля прошел круглый стол «Об актуальных вопросах учреждения и функционирования культовых зданий и сооружений религиозных организаций».
Модератор круглого стола председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин подчеркнул, что деятельность религиозных организаций неразрывно связана с вопросами нравственности.
«Нам важно понять, в какой мере власти способны чувствовать и откликаться на острые нравственные запросы граждан, — сказал он, открывая заседание круглого стола.

Член ОП РФ считает, что на сегодняшний день вопрос отношений между верующими гражданами и чиновниками можно обозначить так: власть не может или не хочет решать проблемы религиозных организаций?

«Соответственно, многократно выросло количество прихожан религиозных объединений. В настоящее время практически все религиозные объединения испытывают острую необходимость в решении вопросов со строительством и обслуживанием культовых зданий для удовлетворения гражданами их религиозных потребностей», — пояснил Гончаров.
По словам члена ОП РФ, в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года государство и муниципальные образования вправе предоставлять религиозным организациям земельные участки, здания и имущество для их нужд на безвозмездной основе.
«Однако на просьбы предоставить им земельные участки под строительство культовых зданий нередко получают отрицательный ответ по причине отсутствия возможностей для этого у муниципальной власти», — рассказал общественник.
Гончаров обратил внимание на вопрос, связанный с требованиями по безопасности, предъявляемыми к местам массового скопления людей. Нередко религиозные общины не имеют возможности профинансировать выполнение таких требований.
«Не имея своих культовых зданий для совершения публичных богослужений, некоторые религиозные организации вынуждены проводить богослужения в частных домах и на квартирах своих единоверцев. Это, в свою очередь, приводит к росту жалоб на создаваемые неудобства со стороны соседей и общественности», — отметил Гончаров. По его мнению, с одной стороны, местные власти не помогают решать вопросы с предоставлением мест совершения богослужений, с другой стороны, фактически запрещают проводить богослужения в жилых домах.

«Важно, что серьезно мы переходим к обсуждению технологических процессов — обсуждению текущих правоприменительных вопросов, возможных изменений в законодательстве, обобщению правоприменительной практики по вопросу, который действительно волнует все религиозные организации», — отметил он.
В контексте функционирования культовых зданий и сооружений Мельников выдел проблему, связанную с выделением земельных участков для религиозных организаций и проблему получения разрешения на строительство культовых зданий.
«Также вызывает вопросы новый тренд — новые требования безопасности, которые, безусловно, связаны с антитеррористической защищенностью, но здесь важно учитывать баланс, чтобы это не вошло в противоречие с нормальным ходом богослужений», — пояснил он.
«Большая проблема, которая возникла после распада Советского Союза, — это массовое возведение культовых зданий. Наряду с объектами традиционных религиозных организаций, в некоторых регионах страны в 1990-е годы и позже возникали объекты, которые строили представители террористических или экстремистских религиозных организаций. Эта проблема существует, ее надо видеть, поэтому необходимо найти разумный баланс для того, чтобы эти вопросы были взаимоувязаны. Этот круг вопросов требует дальнейшего обсуждения», — отметил он.

«Эта ситуация в значительной части обусловлена не тем, что люди имеют что-то против Русской православной церкви, зачастую они выступают против того, чтобы храмовые здания или иные религиозные объекты создавались в парках или на иных социально значимых территориях. Общество не настроено против религиозных организаций, но нуждается в организации диалога для решения этих организационных технических вопросов. В частности, следовало бы внести изменения в строительные нормы и правила, которые регулируют предоставление тех или иных земельных участков религиозным организациям», — высказался Лебедев.
Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, рассказал о трудностях, связанных с тем, что переданные ранее в частные руки храмы в настоящее время приходится выкупать.
«Это абсурдная ситуация, которая длится годами, судимся с частниками. Нашему государству нужно добиться того, чтобы храмы функционировали как храмы, а не как подсобные учреждения», — отметил он.

Юрисконсульт Федерации еврейских общин России Евгений Романов рассказал о правовых коллизиях, связанных с налогообложением религиозных организаций: «Несмотря на то что налоговым кодексом религиозные организации освобождены от налога на имущество, в регионах им приходится этот налог платить. Дело в том, что налог на имущество является региональным, и его ставку определяют региональные власти. Контролирующие органы на основании проведенных осмотров общинных центров делают выводы о том, что в данных центрах есть офисные помещения, проводятся учебные занятия, соответственно, их относят к административным зданиям, которые подлежат налогообложению».
В ходе заседания участники круглого стола пришли к выводу, что верующие различных конфессий нуждаются в наличии культовых зданий для совершения в них публичных богослужений и помощи в этом вопросе со стороны государства и общественности.
По итогам круглого стола было принято провести мониторинг основных вопросов, связанных с проблемой функционирования культовых зданий религиозных объединений и выработать рекомендации для органов власти по решению проблем с такими объектами.
«Сегодня был поднят целый ряд болезненных проблем, действительно стесняющих религиозную жизнь, заботящих религиозных деятелей. Россия прошла огромный путь в развитии религиозных прав и свобод. Важно, чтобы капля дегтя не портила даже не бочку, а океан меда», — сказал Иосиф Дискин, подводя итоги заседания.