20 декабря, 2018
RSSПечать
Санкции заставили «включить мозги»: Владимир Путин провел ежегодную большую пресс-конференцию
Члены ОП РФ — о затронутых на пресс-конференции темах

20 декабря Президент РФ Владимир Путин провел большую пресс-конференцию по итогам уходящего года. Масштабное мероприятие стало 14-м для главы государства и длилось три часа 45 минут. Действующий Президент отвечал на вопросы журналистов, которые касались самых разных тем — от внешней политики, экономики и социальной сферы до ситуации в регионах.
Президента заявил о том, что санкции против России связаны с ростом могущества страны. От них, по мнению Владимира Путина, есть и определенный позитивный эффект — они заставили «нас включить мозги по очень многим направлениям».
Такое видение поддерживает председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина:
«Президент отметил, что в результате антироссийских санкций наша страна стала более независимой, и это видно по многим областям. Например, широкое развитие получило сельское хозяйство, в него идут большие вложения, и экспорт в сельском хозяйстве превысил экспорт вооружения — в этом году он составит порядка 25 миллиардов долларов. Это большие суммы, большое подспорье для бюджета. Но самое главное — это поддержка отечественных производителей во всех сферах. Это и разработка своих платформ, и вкладывание денег в науку, поддержка талантливой молодежи, малого и среднего бизнеса, крупных компаний», — сказала общественница.
Она привела и другой пример: «Украина поставляла нам часть авиационного и космического оборудования со своих заводов, сейчас уже практически все Россия производит сама и не зависит от иностранного производства».
Об экономическом блоке ответов Президента высказался первый зампредседателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов:
«Сегодня на пресс-конференции Президент подчеркнул, что повышение НДС с 18 до 20 процентов с января 2019 года не приведет к резким изменениям ни в части экономики, ни в части инфляционных процессов.
Это мнение соответствует действительности, поскольку в ходе дискуссий о том, какой должна быть налоговая система после 2018 года, эксперты предлагали различные варианты, среди которых было повышение ставки НДС до 22, 24 и 26 процентов. Поэтому на сегодняшний день нужно оценивать повышение НДС на два процента и отсутствие других фискальных мер со стороны государства как ситуацию, которая оставила фискальную нагрузку практически без изменений.
Важно то, что стабильность налоговой политики в ближайшие шесть лет будет удерживаться, как и ранее.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что качество налогового администрирования серьезно повышает собираемость налогов, несмотря на то что по разным объективным причинам, в том числе международного характера, рост экономики России пока что оставляет желать лучшего.
Именно усилия федеральной налоговой службы в рамках сбора НДС и контроля по НДС позволили повысить этот налог всего лишь на два процента. Важную роль в этом сыграло внедрение системы АСК НДС-2, которая позволила на сегодняшний день полностью избавиться от неправомерных вычетов, мошенничества в сфере возмещения и уплаты НДС».
Артем Кирьянов затронул и проблему обманутых дольщиков, которую также подняли перед Владимиром Путиным на пресс-конференции:
«Вопросы долевого строительства и защиты законных прав граждан, инвестирующих свои собственные или заемные средства в долевое строительство, стоят на повестке дня уже очень давно. Государство в лице министерств и ведомств, в частности Минстроя России, прилагает значительные усилия к регулированию целевого строительства. Мы видим изменения в законодательстве, которые вводят понятие эскроу-счетов, целый ряд ограничений для застройщика в использовании средств граждан: на сегодняшний день их уже нельзя тратить на какие-либо иные цели, в частности на достройку другого объекта.
Все рекомендательные меры, например внедрение проектного финансирования строительства, приведут к тому, что средства дольщиков будут всесторонне защищены. Однако для того, чтобы данная система стабильно развивалась, необходимо очень серьезное участие в этом процессе всех уровней банковской системы.
Печальные обстоятельства заключаются в том, что банки на этот рынок в таком режиме идти не очень хотят. Здесь нужен посыл к ЦБ об усилении работы с банковским сообществом и создании системы, которая в рамках проектного финансирования поможет добиться серьезных результатов в строительстве и достичь амбициозных целей по количеству квадратных метров жилья и вместе с тем защитить интересы дольщиков.
Мы в Общественной палате на регулярной основе проводим круглые столы и совещания, посвященные проблемам дольщиков и перспективам развития законодательства в этой сфере. В последнее время ОП РФ уделяла серьезное внимание тому, как входит в силу законодательство о конституционном фонде участников долевого строительства. По итогам нашего мероприятия были направлены соответствующие рекомендации в органы государственной власти, в ЦБ. Полагаю, что на сегодняшний день нет иного пути, кроме развития проектного финансирования строительства и поддержки этого процесса и банковской системой России, и государством в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Не последним элементом здесь являются механизмы общественного контроля и государственного надзора за процессами, которые ведутся в строительной отрасли».
Президенту задали вопрос о том, почему в число приоритетных нацпроектов не вошло сельское хозяйство. Владимир Путин возразил: «сельское хозяйство у нас давно национальный проект, и его поддержка будет продолжена».
Заместитель председателя Комиссии по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина говорит, что государственная поддержка сельского хозяйства очевидна, это ощущает и молодежь на селе:
«За последние годы увеличилось число молодых людей, ставших фермерами, и тех, кто получил грантовую поддержку на крестьянско-фермерское хозяйство. Владимир Владимирович сказал, что нужно заботиться о кадрах и налаживать переработку сельхозпродукции. В связи с этим ОП РФ готовит свои предложения к разрабатываемой госпрограмме по развитию сельских территорий. После встречи с сельхозтоваропроизводителями в Ставропольском крае Президент РФ дал поручение до 1 июня 2019 года разработать такую программу. Основной исполнитель — Минсельхоз России, я вхожу в рабочую группу по разработке этой программы.
Да, сейчас у нас нет отдельно национального проекта по развитию сельских территорий, но во всех других нацпроектах, таких как “Культура”, “Здравоохранение”, “Цифровая экономика”, “Спорт”, есть господдержка, непосредственно направленная на сельские территории. Поэтому говорить о том, что, если нет нацпроекта, совсем нет поддержки, мы не можем.
В новой госпрограмме по развитию сельских территорий мы как Общественная палата РФ, будем выступать за принятие стандартов социальной и инженерной инфраструктуры, чтобы все ведомства могли опираться на единые правила и нормы. Сейчас мы видим, что выделяется много средств, но у каждого ведомства свое понимание и свои требования к развитию территорий, нет комплексного подхода. Например, построили здание, но не подвели дорогу. Здесь необходим единый стандарт и комплексная поддержка по развитию сельских территорий».
Владимир Путин заявил, что произведенные в России лекарства не хуже импортных аналогов, что не означает отказа от зарубежных препаратов. Глава государства, однако, подчеркнул, что нужно исключить возможность сотрудничества врачей, которые назначают лекарства, с производителями медпрепаратов, потому что это сотрудничество приводит к навязыванию импортных средств.
Тему минимизации контактов фармацевтических фирм с врачами давно поддерживает Общественная палата, отметил первый заместитель председателя Комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Николай Дайхес:
«На прошедшей в марте текущего года встрече с Президентом мы обсуждали развитие отечественной фармацевтической промышленности. Особое внимание мы обращаем на то, что для развития фармацевтики необходимы испытания лекарств, которые поступают к нам на рынок. Дело в том, что сегодня многие препараты тестируются в других странах, а затем сразу попадают в российские аптеки. Мы поддерживаем отечественных производителей. Это касается не только лекарств, но и медицинского оборудования. В разработках должны принимать участие ведущие российские клиницисты. Они должны давать техническое задание на тот или иной вид лекарства и медоборудования.
Кроме того, действительно необходимо минимизировать контакт фармацевтических фирм с врачами в рамках разного рода коллоквиумов, конференций, выездных совещаний. Мы давно поднимаем эту тему, она не первый раз звучит из уст Президента. Здесь необходимы прозрачность и порядок.
Конечно, врачи должны совершенствовать свои знания, навыки и ездить на мероприятия с участием фармкомпаний, однако очень важно, чтобы подобное общение не стимулировало коррупционную составляющую.
Я сам не сторонник коммерческого подхода к такого рода вопросам. Я понимаю и поддерживаю мысль, озвученную Президентом».
В ходе пресс-конференции Владимир Путин подчеркнул необходимость постепенного, а не резкого перехода на цифровое телевидение в регионах. Председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич считает важным, что этот вопрос находится на личном контроле у главы государства:
«Как отметил в ходе пресс-конференции Владимир Владимирович Путин, при переходе на цифру правительство “будет действовать очень аккуратно, двигаться небольшими шагами”. И это очень здорово! Таким образом, у нас есть возможность посмотреть, какие могут быть издержки, проанализировать возможные проблемы.
Здесь важно другое: журналистка телекомпании “Край Рязанский” Александра Тиняева, задававшая вопрос, на мой взгляд, переволновалась и не смогла четко озвучить основной посыл ее месседжа, хотя в этом ее поддерживали очень многие в зале. Дело в том, что девушка не озвучила самую главную беду — то, что региональные телеканалы не входят в список двадцати бесплатных цифровых каналов.
Получается, что ряд чиновников эту проблему, по сути, скрывают от первого лица. В основном рассказывают о трудностях, которые встают перед малоимущими гражданами: не каждый может себе позволить покупку приставки или хорошего телевизора. Это тоже проблема.
Но то, что раскрыть не удалось, страшнее. Сегодня люди, проживающие где-то в дальнем захолустном уголке, не смогут смотреть новости своей малой родины, но зато смогут увидеть “Муз-ТВ”, например.
Ряд чиновников, к сожалению, не могут внятно донести до Президента то, что в каждом регионе (за исключением двух) прошли конкурсы на так называемую 21-ю кнопку. То есть был определен ряд телеканалов, которые получили право бесплатно размещаться в сетях операторов платного ТВ на 21-й позиции. Как минимум в 80 из 85 регионов есть полноценные круглосуточные региональные телеканалы.
Переходя на цифровое телевещание, мы за бортом оставляем региональное телевидение. Между тем региональные СМИ — это оптимальная цивилизованная площадка для решения проблем, в чем-то — идеальная модель и возможность выпуска пара для людей. Это тот канал, через который можно эффектно, эффективно решать спорные вопросы, продвигать территорию, формировать позитивное восприятие регионов. В том числе повышая уровень социального самочувствия людей, живущих в конкретном субъекте РФ.
Человека волнует то, что происходит вокруг него, а не где-то там: его улица, его дом, его подъезд, его трубы, наконец. Об этом и нужно рассказывать. Именно этим сильны региональные телеканалы, которые сегодня остаются за бортом реформы, которая должна принести в наши дома дивный цифровой мир».
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко:
«Действительно, демографическая ситуация ухудшается, в целом идет ускоренное старение населения. В конце нулевых мы имели самое благоприятное соотношение численности населения в трудоспособном возрасте к численности населения в нетрудоспособном возрасте. Это соотношение будет ухудшаться в течение следующего десятилетия и дальше. Пенсионная нагрузка на трудоспособное население будет только расти.
Этим и продиктованы в основном решения правительства. Но есть такой показатель, как коэффициент демографической нагрузки. Он показывает соотношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности населения в трудоспособном, то есть тех, “кто с ложкой”, на тех, “кто с сошкой”.
Этот показатель, к сожалению, тоже будет ухудшаться, независимо от успехов в демографической политике. В перспективе больше потребуется инвестиций в социальную сферу. Об этом мало говорят, но нужно понимать: для того чтобы воспроизводство населения обеспечивалось, необходимо, чтобы количество работающих производило продукт, обеспечивающий выплату пенсий и инвестиции в подрастающее поколение.
Это, на мой взгляд, еще одна из причин решения о повышении пенсионного возраста. Но даже верное в стратегической перспективе решение требует купирования рисков.
В Общественной палате РФ мы говорили, что с повышением пенсионного возраста необходимы превентивные меры, связанные со снижением таких рисков для граждан предпенсионного возраста. Практически все вопросы, сформулированные гражданским обществом нашли отражение в инициативах Президента по снижению рисков
Следует отметить, что финансового эффекта от повышения пенсионного возраста, на который правительство рассчитывало, скорее всего, не будет. В значительной степени потому, что программы, направленные на снижение социальных рисков, по своему объему расходов перекроют финансовые доходы от реализации этого решения.
Что, на мой взгляд, сегодня не учитывается и в чем наши перспективы? Мне кажется, мы должны все-таки обратить внимание на снижение смертности населения трудоспособного возраста, прежде всего мужского населения. Это тот потенциал, который позволит повысить устойчивость всех фондов, не только Пенсионного, но и Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования. И более того, это то направление, которое обеспечит устойчивость семей, потому что, когда семья остается без кормильца (у нас каждый пятый умирающий — это мужчина в трудоспособном возрасте), она, как правило, становится нуждающейся, переходит в зону социального риска. Поэтому, обращая внимание именно на эту категорию лиц, мы решим проблему и с обеспечением наполнения Пенсионного фонда, и с обеспечением других социальных фондов, и, прежде всего, проблему экономической устойчивости семьи».