04 декабря, 2018
RSSПечать
«Мы не просто чествуем основной закон страны, мы сверяем с ним жизнь» — Лидия Михеева
25-летию российской Конституции был посвящен второй день пленарного заседания ОП РФ
Второй день пленарного заседания в Общественной палате РФ посвящен теме «Конституционные ценности и гражданское общество. К 25-летию Конституции РФ». Напомним, в первый день пленарного заседания, 3 декабря, был представлен на обсуждение проект Доклада о состоянии гражданского общества в России за 2018 год.
«Сегодня мы не просто чествуем основной закон нашей страны, но сверяем с ним свою жизнь, сверяем с ним жизнь и деятельность органов власти, потому что именно с ними мы находимся в постоянном общении и в постоянном взаимодействии. Мы хотим сделать выводы о том, как строится реализация положений Конституции РФ, как реализуются в жизни эти самые важные для каждого из нас ценности», — сказала модератор дискуссии, заместитель Секретаря ОП РФ Лидия Михеева.
Любой человек в современном обществе должен знать нормы права, подчеркнул председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Чтобы люди уважали право, надо их обучить, воспитать в них это уважение, для этого школа — самое подходящее место.
«Когда мы преподаем детям, подросткам Конституцию, мы должны начинать с общих положений о праве. Начинать урок в школе надо с выражения Ius est ars boni et aequi — “право есть искусство добра и справедливости”. А отсюда — что такое добро, что такое справедливость. Добро и справедливость закрепляются и регулируются Конституцией. Начинать надо с Конституции, которая не является регулятором права, а имеет философское значение для понимания и правильного толкования тех норм и положений, которые записаны в ее статьях. Эти идеи добра и справедливости — надконституционные ценности, но именно они лежат в основе главного закона страны», — сказал он и призвал не забывать о неотрывности прав и свобод от обязанностей гражданина.
По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), участие в котором приняло 1600 россиян от 18 лет, всего лишь 13 процентов опрошенных россиян знают, что Конституция РФ была принята 25 лет назад.
«Хорошая новость состоит в том, что за последние два года индекс информированности вырос. Сегодня 69 процентов опрошенных говорят, что имеют общее представление об основных положениях Конституции, причем шесть процентов хорошо знают ее основные положения, тех, кто их совершенно не представляет, насчитывается 23 процента», — отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Он также рассказал, что в соответствии с данными исследования, для молодежи характерны два главных приоритета в запросах на информацию, связанных с Конституцией РФ. Это конкретные права и обязанности, зафиксированные в Конституции, и возможности для их реализации. В целом же для 54 процентов россиян самыми важными являются социальные права. Среди наиболее ценных — право на охрану здоровья (49 процентов), образование (45 процентов), труд (40 процентов), социальное обеспечение (38 процентов).
«На мой взгляд, этот исследовательский инструмент очень точно диагностирует существующие проблемы в жизни наших граждан. Доминирует позитивный фокус восприятия Конституции как современной, демократичной, соответствующей моральным представлениям, отражающей общечеловеческие ценности и социальные функции государства, являющейся главным законом, обязательным для исполнения. Второй фокус менее проявлен и концентрируется на наличии дистанций, различий между тем, о чем говорится в Конституции, и реалиями нашей жизни: Конституция носит утопический характер, соблюдается не везде и не всегда и не гарантирует социальной поддержки», — подвел итоги Валерий Федоров.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин поприветствовал участников пленарного заседания от имени Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко.
«В Конституции РФ закреплен важнейший принцип — обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина, признание и соблюдение которых является обязанностью государства. Именно Общественная палата РФ является тем институтом, который дает возможность гражданам Российской Федерации объединить усилия по продвижению своих интересов при формировании и реализации государственной политики. Важно, что деятельность Общественной палаты способствует выявлению проблем, а также выработке предложений в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, которые в дальнейшем учитываются законодательством РФ», — сказал он.
Лидия Михеева рассказала об одном из успешных кейсов взаимодействия ОП РФ и Совета Федерации, а именно о совместной работе над законопроектом «О принципах деятельности общественных палат субъектов Федерации».
«Вчера на первом дне пленарного заседания обсуждался вопрос о корректировке закона. Пусть он и не так давно принят, но присутствующие в зале коллеги из региональных общественных палат на протяжении года все вместе работали над подготовкой небольших поправок к нему», — отметила Михеева.
Зампред Комитета Совета Федерации и замсекретаря ОП РФ договорились о схеме дальнейшей работы над законом.
Полномочный представитель Gрезидента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов подчеркнул, что во главу угла Конституции РФ поставлены интересы граждан.
«Особую роль в том, что Конституция РФ живет столь долгий период, играет созданный ею механизм конституционного надзора. Создание Конституционного суда предусмотрело возможность разрешения споров между высшими органами государственной власти, разрешения споров о компетенции между органами госвласти. Один из наиболее существенных, на мой взгляд, механизмов защиты прав и интересов граждан — это возможность обратиться в Конституционный cуд за защитой интереса граждан, если они были нарушены», — считает Михаил Кротов.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий обратился к Михаилу Кротову с вопросом.
«Сегодня в Налоговом кодексе РФ презумпция невиновности налогоплательщиков фактически ликвидирована многочисленными поправками, которые сняли практически любые ограничения при проведении проверок, особенно в части НДС. Какие существуют возможности, чтобы воспрепятствовать подобного рода сложившейся устойчивой практике?» — спросил он.
Михаил Кротов напомнил, что избежать ненужных проверок помогает Закон о защите прав предпринимателей, который достаточно эффективно работает.
«Если же встает вопрос о компетенции налоговых органов, если такая проблема возникает, то можно обратиться в Конституционный суд, чтобы решить вопрос о выходе за пределы компетенции. Я также не исключаю обращения в Федеральную налоговую службу. У нас существует механизм защиты, но не всегда реализуется из-за того, что люди не обращаются в те органы, которые могут рассмотреть это дело. Этот механизм защиты надо правильно использовать», — считает Михаил Кротов.
Заместитель председателя Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Вероника Крашенинникова обратилась с вопросом к Кротову.
«В последние месяцы шли достаточно горячие дискуссии о необходимости изменений в Конституцию. В “Российской газете” выходила известная статья председателя Конституционного суда Валерия Дмитриевича Зорькина, где он говорил, что недостатки Конституции “вполне исправимы путем точечных изменений”. Скажите, пожалуйста, будут ли изменения в Конституции и в каких именно точках?» — спросила Крашенинникова.
Михаил Кротов ответил, что на сегодняшний день никаких изменений в Конституцию не предлагается.
«За исключением, может быть, научных кругов, когда предлагаются какие-то научные идеи. Но то, что в органах государственной власти никаких изменений Конституции не планируется, я могу сказать однозначно», — заверил он.
Первый Секретарь Общественной палаты РФ Герой РФ Вячеслав Бочаров также обратился к Михаилу Кротову: «Я часто встречаюсь с молодежью, и они задают интересные вопросы. Например, статья 62 говорит, что гражданин РФ может иметь двойное гражданство и являться одновременно гражданином другого государства. А статья 59 гласит об обязанности каждого гражданина России защищать свое Отечество, в частности при объявлении военного положения. Так вот вопрос: если война объявлена с тем государством, гражданином которого одновременно является человек?»
Михаил Кротов ответил, что «исходя из конституционного понимания, гражданин РФ всегда остается гражданином РФ, и наличие второго гражданства не умаляет его обязанность защищать Россию».
Начальник управления защиты политических прав аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Наталья Слюсарь рассказала о том, что федеральным конституционным законом предусмотрено несколько механизмов защиты прав и свобод человека, среди них — рассмотрение жалоб и заявлений, поступающих в аппарат уполномоченного по правам человека.
По словам Слюсарь, анализ жалоб и обращений свидетельствует о сложностях обеспечения обратной связи со стороны органов государственной власти на обращения и предложения активных граждан.
«По нашему мнению, это обусловлено в ряде случаев недостаточным уровнем правовой грамотности населения. Люди не знают компетенцию органов, которым адресована жалоба, не знают источников получения элементарной правовой информации и не используют механизмы получения бесплатной юридической помощи. Поэтому уполномоченным по правам человека уделяется большое внимание правовому просвещению», — пояснила она.
Наталья Слюсарь также рассказала о том, что важное место в сотрудничестве уполномоченного по правам человека в РФ и Общественной палаты РФ занимает система общественного контроля, связанная с деятельностью общественных наблюдательных комиссий (ОНК), осуществляющих контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Вячеслав Бочаров поинтересовался у Натальи Слюсарь, правомочно ли направлять в адрес уполномоченного по правам человека в РФ обращения граждан, проживающих в Донецкой и Луганской народных республиках, когда миграционная служба пытается их, после пребывания на территории РФ, выслать не по месту проживания, а на территорию Украины.
«Мы оперативно реагируем на такие обращения, готовы обсуждать их с миграционной службой. Стараемся каждый конкретный случай рассматривать в короткие сроки», — ответила Слюсарь.
Лидия Михеева, комментируя слова Натальи Слюсарь, напомнила, что ОП РФ — это орган общественного контроля.
«Мы здесь с вами знаем, куда обращаться и что делать, но, как сказала Наталья Борисовна, население не знает, куда обращаться, и иногда делает это ошибочно. Наша задача — заниматься правовым просвещением и говорить нашим согражданам, куда и как обращаться, за что ответственен тот или иной орган», — отметила она.
Заместитель Секретаря ОП РФ Сергей Орджоникидзе спросил: «Есть Совет при Президенте РФ по правам человека во главе с Михаилом Федотовым. Как вы с ним сотрудничаете? Как отделить ваши полномочия и от их полномочий? Мы много раз обращались о защите прав граждан в местах лишения свободы за рубежом в СПЧ, но ответа и помощи не получили. Как только граждане РФ выезжают за границу нашей страны, СПЧ считает, что он больше не ответственен».
Наталья Слюсарь ответила: «Законодатель это уже определил. Совет по правам человека при Президенте РФ не обладает теми правами и не имеет реального механизма, который есть у нас. Поэтому мы сейчас так активно развиваем деятельность в международном направлении. Также хочется сказать, что мы активно взаимодействуем и сотрудничаем, обсуждаем многие вопросы совместно. Но мы самостоятельный институт, а СПЧ — это совещательный орган».
Завершая первую часть пленарного заседания, Лидия Михеева сказала: «Я думаю, все мы помним тот день — 12 декабря 1993 года — и ту газету, в которой был опубликован проект Конституции. Мое поколение и поколение постарше это знают. Но, во всяком случае, читали ее все. И не надо было быть юристом, чтобы понять эти слова. Потому что это слова, которые звучат настолько четко, ясно и близко к нашему сердцу, что не требуют перевода. Почему эти слова понятны? Все дело в том, что они представляют собой продолжение нравственных устоев общества».
«Неважно, к какому вероисповеданию вы относитесь и каковы ваши религиозные убеждения. Я думаю, все вы согласитесь с одной нашей юридической расхожей формулой: “Право — это искусство добра и справедливости”. Идеальная модель, к которой мы всегда стремимся. Мы хотим, чтобы законы были полны добра и справедливости, а Конституция для нас как основной закон страны — это мерило добра и справедливости. Поэтому, когда мы говорим, что сверяем свою жизнь с Конституцией, это правда — мы делаем это каждый день, даже не замечая этого», — сказала она в заключение.