
Около 1,5 миллиона школьных педагогов в России отмечают в пятницу свой профессиональный праздник — День учителя, лучших представителей этой профессии в Кремле поздравят глава Министерства просвещения Ольга Васильева и вице-премьер Татьяна Голикова на церемонии награждения победителей конкурса «Учитель года — 2018».
Завершающий этап
конкурса состоялся накануне в Общественной палате РФ. Пять финалистов приняли участие в испытании под названием «Разговор с министром». Они высказывали свои предложения о том, как обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования.
Члены ОП РФ поздравляют всех педагогов страны с их профессиональным праздником и рассказывают о вызовах, которые стоят перед современным учителем.
Маргарита Русецкая, член Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина»:
«Среди других профессиональных праздников День учителя — это праздник общенациональный, потому что нет у нас семьи, которая не была бы связана с учителями, школой, образованием. День учителя — это олицетворение нового учебного года, новых задач, достижения новых результатов. И можно гордиться тем, что в нашей стране этот праздник имеет такой высокий статус.
С утра педагоги получают поздравления, но самыми дорогими поздравлениями являются поздравление не от коллег, а от учеников, настоящих и бывших, и их родителей. И, действительно, тем учителям, которые сохраняют связь с учениками, получают от них поздравления, можно позавидовать белой завистью. Поэтому хочу пожелать всем, чтобы вспомнили своих учителей — школьных, университетских, учителей жизни, поздравили их, им это будет очень и очень приятно.
На учителей с каждым годом ложится все больше ответственности и требований — это факт. Усложняется мир, усложняется сфера коммуникации, рынок труда, требования.
Учитель теперь не только должен обладать грамотой классической, но и финансовой, компьютерной, правовой — и этот список бесконечный. Учитель должен, должен, должен... Ни в коей мере не отказываясь от того, что учитель должен знать и уметь многое, мне бы хотелось, чтобы, когда говорим о новых задачах подготовки кадров для цифровой экономики, мы не забывали о том, что эта задача распределенная. А мы очень мало говорим об ответственности семьи с точки зрения достижения образовательных результатов. От языковой и речевой культуры в семье зависит процентов на 70 то, какая речь будет в дальнейшем у ребенка. Все это падает на плечи учителей, это перекос и неправильно.
В такой новой коммуникативной реальности многие родители исключаются из образовательного процесса.
Помогать нужно семье, общественности и СМИ, потому что они засоряют многие наши информационные каналы. Это касается не только неграмотного языка в текстах, ошибок, это касается и духовных ценностей, когда у нас люди, удостоенные званий народных артистов, позволяют себе в публичное пространство выходить с непотребными произведениями, и это никак не порицается, нет у нас общественного мнения. Это грустно, что у нас некоторые представители интеллигенции перестали олицетворять эталон, к которому нужно стремиться.
Коллегам пожелаю любви к профессии, без которой невозможно в этой деятельности, и хороших благодарных учеников».
Ольга Ежкова, член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, заместитель председателя Центра славянской письменности и культуры Магаданской области:
«Учительство — разновозрастное сообщество, и мне бы хотелось поздравить тех патриархов, которые ухитрились в самые страшные годы не выгореть на работе и которые, несмотря на все новации, имеют бесценный опыт преподавания своего предмета, взаимодействия с учениками, опыт в миссионерской деятельности.
У нас есть средний возраст учителей, которые являются основной ударной силой в образовании. Это люди, которые в 1990-е годы не ушли в другие виды деятельности, это те, кто остался верен своей профессии. Учителям и среднего, и старшего возраста хочется поклониться в ноги. У них в то время был выбор, и они его сделали и тем самым спасли систему образования.
Молодое поколение, которое сейчас приходит в школу, когда требования высокие, нагрузки запредельные, должны одновременно и учиться, и работать. И те молодые учителя, которые пришли и не сбежали, — это наш золотой фонд.
Это те, кто будет передавать свой опыт, это те, кто принял на свои плечи решение о новых задачах. О каких бы инновациях мы ни говорили, есть учитель и есть ученик, и это две личности, и это всегда процесс творческий, взаимный, непредсказуемый, рискованный и все-таки очень радостный.
Если наши учителя и стонут, и рыдают, то не от того, какие у нас сложные дети. Учителя разных возрастных групп говорят: уберите у меня все эти бумажки, отчеты, формы, списки, дайте мне делать свою работу. Наши героические учителя хотят работать, хотят учить детей. И очень бы хотелось, чтобы учителям дали возможность учить детей, выполнять работу, а не доказывать ежеминутно, что они не зря получают свою заработную плату.
Очень хочется, чтобы те, кто сомневается в компетенции наших учителей, попали в 10-й “Б” на 40 минут. В последнее время столько сомнений в компетенции наших учителей. Хочется, чтобы все сомневающиеся вышли в школу, отработали хотя бы полные две четверти и показали результаты».
Александр Русаков, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, ректор Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова:
«Хочу поздравить педагогическое сообщество с профессиональным праздником! Учитель — это человек с большой буквы, и это, я считаю, самая важная профессия, которая на сегодняшний день определяет и будущее страны, и ее настоящее. Мне кажется, что современное учительство сейчас стоит перед серьезнейшим вызовом в связи с меняющимися требованиями, изменяющимся миром, с цифровизацией, в частности.
Мне кажется, что на сегодняшний день государство и общество в долгу перед российскими учителями. И очень хочется, чтобы то взаимодействие, которое всегда было между школами, университетами, системой профессионального образования, не только сохранилось, но и чтобы ему был придан новый импульс. Только в рамках такого взаимодействия можно подготовить новое поколение — тех, кто будет создавать новую индустрию, проводить промышленные революции и формировать новое российское общество.
Хочу пожелать здоровья нам, педагогам, и физического и психологического, доброты — ведь от этого качества зависит то, какими выйдут ученики в большую жизнь. Желаю учителям благоденствия в материальном плане, потому что это во многом определяет возможность профессионального роста, и не бояться никаких сложностей».
Юрий Канев, член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, директор средней школы № 1 города Нарьян-Мара:
«Современный учитель должен быть мастером на все руки — и программистом, и учителем, и воспитателем, и психологом. Сейчас, конечно, требования к учителю гораздо выше, чем еще хотя бы пять — семь лет назад. Значимость профессии учителя в обществе усилилась, ведь все понимают, что от уровня образования зависит очень многое.
Сегодня учительское сообщество сталкивается со множеством проблем: это и финансирование (хотелось бы, чтобы финансовых средств для развития школ было больше), это и кадровые проблемы. Очереди из учителей для работы в школе нет: работа сложная, тяжелая, требования высокие, и многие молодые специалисты, получая диплом учителя, уходят в другие профессии.
Дорогим учителям хочу пожелать крепких нервов и хорошего здоровья!»