04 октября, 2018
RSSПечать
Конкурс «Учитель года России — 2018»: завершающий этап состоялся в ОП РФ
Финалисты обсудили, как отечественной системе образования достичь лидирующих позиций в мире

В Общественной палате РФ 4 октября состоялся финальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018». Претендентов на победу поприветствовала первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова.
«Мне приятно приветствовать вас в стенах Общественной палаты России. В системе общественных организаций ОП РФ занимает особое место, здесь мы стараемся услышать мнение общества о деятельности государства, и образование всегда находится у нас на особом счету.
Поздравляю вас с тем, что вы дошли до финала. В этом году мы работали по новому формату, и важно то, что сегодня у нас проходит разговор с министром. У вас есть замечательная возможность рассказать, о чем болит ваше сердце, какие проблемы существуют и что нужно сделать, чтобы Россия вошла в сфере образования в число ведущих стран мира. Нам необходимо выполнить указ Президента страны и вернуть себе звание мирового лидера в школьном образовании. Потому что школа — это первый шаг для любого в мире науки и большой шаг каждого гражданина во взрослую жизнь», — отметила Людмила Дудова.

«В этом году было много нового: номинации, члены жюри, задания. В этом году мы не только говорили о конкурентоспособности нашей страны на международной арене, но и стремились выявить, какие именно необходимо создать условия для раннего развития детей, как можно сформировать эффективную систему поддержки и развития талантов у молодежи, а также какие нужны механизмы внедрения национальной системы профессионального роста педагогов», — сказала Ольга Васильева.
Министр напомнила всем участникам, что в числе ключевых задач для системы образования в майском указе главы государства отмечено достижение следующих целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
«Наш лидер выделил эти ключевые моменты, и мы сегодня с вами обсудим, как именно можно достичь цели — вхождения России в мировые лидеры в системе образования. Я благодарю руководителей регионов, что они смогли прислать сегодня на конкурс своих педагогов. Спасибо Санкт-Петербургу и его главе за то, что там проходили конкурсные испытания. Желаю удачи в заключительном этапе конкурса, думаю, победитель определится в конце сегодняшнего дня», — отметила Ольга Васильева.
В ходе проведения финала конкурса один из участников в своем выступлении отметил, что для достижения конкурентоспособности России важна система учительского роста и аттестация учителей. По его мнению, учитель по истории должен быть способен сдать ЕГЭ по истории, а пока это, к сожалению, не всегда так.
Одна из проблем, по мнению участников, заключается в том, что при поступлении в вузы педагогические специальности заполняются преимущественно по остаточному принципу. Поэтому предлагается организовать подготовку ранней ориентации школьников на педагогическую профессию как один из первых шагов в системе непрерывного педагогического образования. Сегодня появилась необходимость наполнить такую традиционную форму работы по подготовке педагогических кадров, как педкласс, инновационным содержанием и сделать его привлекательным и престижным профилем для учащихся подростков и их родителей.
Также один из финалистов рассказал, что по результатам Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study) российские ученики третьих — четвертых классов находятся в лидерах, а подростки восьмых — девятых классов значительно отстают в международном рейтинге. Ответом на вопрос, почему так происходит, он считает то, что в начальной школе преобладает всего один учитель, который всю свою энергию направляет на учеников и точно знает все особенности каждого из них. В средней школе происходит разделение, при котором каждый преподаватель нацеливает свою работу на обучение своему предмету в отрыве от деятельности других учителей, и общая структура образования разделяется на дисциплины.
В ходе дискуссии участники предложили вернуть в школу совместную деятельность для детей. По их мнению, если не будет совместной деятельности, то нельзя сформировать коллектив и позитивное отношение к учебе.
Также один из финалистов конкурса предложил приравнять учителя к военному или государственному служащему. По его мнению, преподаватель работает на формирование национальной безопасности нашей страны, именно от работы учителя зависит то, какими будут будущие врачи, ученые, государственные деятели, именно в школе формируются и закладываются основы гражданственности подрастающего поколения.
Эксперт Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, ведущий на радиостанции «Вести ФМ» Дмитрий Куликов отметил, что во всех выступлениях участников прозвучал тезис «Главный в образовании учитель, а не ученик», как пытались сформировать в сознании общества последние годы.
Победитель конкурса «Учитель года — 2018» будет объявлен 5 октября, в День учителя. На торжественной церемонии в Кремлевском дворце ему вручат «Большого хрустального пеликана».