03 октября, 2018
RSSПечать
Человеческий потенциал Дальнего Востока: как сохранить и приумножить
На форуме «Сообщество» на Сахалине высказали предложения по решению демографических проблем региона

3 сентября, в первый день работы форума «Сообщество» в Южно-Сахалинске, одна из основных дискуссионных площадок была посвящена демографическим проблемам Дальнего Востока.
«Если нет высокой численности населения, о каком потенциале мы можем говорить?» — сказал модератор секции зампредседателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, гендиректор Института научно-общественной экспертизы Сергей Рыбальченко.
Он рассказал о том, как менялась численность населения Дальнего Востока на протяжении десятилетий: так, за минувшие 92 года численность населения увеличилась в 50 раз, однако за последние 20 лет (с 1990-го по 2017-й) численность снизилась на 23 процента. Продолжительность жизни в округе при этом растет, но остается низкой, а индекс ПГПЖ (потерянные годы потенциальной жизни — индекс, учитывающий возраст каждого человека на момент смерти) в многолетней динамике устойчиво снижается. Также, по словам Рыбальченко, начиная с конца 1990-х годов, идет увеличение рождаемости, но при этом репродуктивный потенциал населения снижается.
Елена Михайлова, директор по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), рассказала о миграционных настроениях в регионе, приведя результаты исследования «Демографическая ситуация в ДФО в зеркале социологии».
Согласно этим данным, 28 процентов жителей Дальнего Востока хотели бы сменить место жительства, покинуть регион.
«За последнее время этот показатель снизился на пять процентов. Но по сравнению с другими россиянами он стабильно выше. Почему люди уезжают? 23 процента жителей не устраивает уровень зарплат, на отсутствие возможностей для трудоустройства и профессиональной самореализации указывают 17 процентов респондентов, 28 процентов опрошенных не устраивает уровень развития инфраструктуры и условия жизни в целом, еще 18 процентов жалуются на неблагоприятный климат», — рассказала Михайлова.
«При этом потенциал привлечения людей в регион есть. Так, 10 процентов россиян рассматривают возможность переезда на Дальний Восток и 19 процентов рассматривают возможность временной работы в этом регионе», — привела цифры эксперт.
Ключ к сохранению и приумножению населения на Дальнем Востоке предложил член ОП РФ, председатель Федерации профсоюзов Камчатки Андрей Зимин: «За чем всегда ехали в царские и советские на Дальний Восток и Север? За длинным рублем! Прежде всего всегда ехали затем, чтобы создать себе экономический и социальный капитал. В царские времена переезжающим сюда обещали землю и статус дворянина. В СССР сюда ехали за длинным рублем, за материальным статусом. Но в 1990-е годы все изменилось. При этом из региона уехали не те, кто хотел, а те, кто смог».
«Именно рубль и материальный статус дают стимул пробыть 15–20 лет в экстремальных условиях жизни. Это принцип позитивной дискриминации, когда человек получал определенные блага за некоторые дискриминационные условия жизни и работы. Отсутствие этого принципа не может дать реального результата. Только социально-трудовые и экономические стимулы могут сохранить население», — убежден Андрей Зимин.
Член ОП РФ от Магаданской области Ольга Ежкова рассказала, что она представляет тех людей, которые не могут приехать на форум, потому что в это время они работают.
«Создайте условия для тех, кто здесь живет, а остальные подтянутся. Что сделать, чтобы человек оставался в регионе, чтобы он попал в зону относительного комфорта? Нужно пересматривать тарифы, пересматривать коэффициенты», — заявила она.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин считает, что многие проблемы современного общества можно решить еще в школе, заложив в подрастающее поколение любовь к Родине и идею ответственности за собственную судьбу.
«Во всем, что с тобой происходит, виноват только ты сам, — подчеркнул Михаил Аничкин. — Тут мы уходим в самое начало — в воспитание нового поколения. Потому что все зависит от человека. Государство должно создавать условия для своих граждан, но и граждане должны относиться к своему государству с теплотой, а не как к чему-то опосредованному».
После выступлений экспертов свои предложения высказали другие участники дискуссии.
«Нужно попробовать отделить Дальний Восток в отдельную экономическую зону», — сказала одна из участниц, представляющая ассоциацию «Сахалинстрой». По ее словам, введение на всей территории Сахалина и Курил единого социально-экономического режима в виде территории опережающего развития или свободной экономической зоны со всеми законодательными преференциями обеспечит развитие и улучшение инвестиционного климата, обеспечит комфортные условия для граждан, увеличит приток населения и в разы уменьшит его исход.
Другое предложение касалось строительства социального субсидированного арендного жилья для всех, кто проживает на Сахалине.
Во второй части первого дня форума Сергей Рыбальченко провел еще одну секцию по смежной теме — «Демографическая политика регионов Дальнего Востока: партнерство в интересах семей с детьми». На секции обсудили, что происходит в сфере рождаемости и смертности в регионе.
Участники рассмотрели национальный проект «Демография», а именно программы финансовой поддержки семей при рождении ребенка и программу содействия занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
При этом Сергей Рыбальченко отметил, что, помимо федеральных, должны быть и региональные программы.
Эту мысль поддержал заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев, который подчеркнул, что систему мер поддержки нужно локализовать и работать более адресно. «Ключевой шаг в этой поддержке — это развитие инфраструктуры и обеспечение сахалинчан жильем», — сказал Зайцев.
При этом замглавы правительства подчеркнул, что программы не должны исходить из принципов иждивенчества.
«Когда ты сам чего-то достигаешь и получаешь что-то заслуженно, привязанность к региону будет сильнее, чем если бы ты получил что-то просто так. Потому что сейчас мы видим, как многие получают сертификаты (на получение социальных выплат для обеспечения жильем. — Прим. ред.), потом продают квартиры и уезжают из региона», — сказал он.