18 сентября, 2018
RSSПечать
Крепость Кенигсберга: как сохранить то, что осталось
Члены ОП РФ провели общественную проверку памятников оборонительного зодчества Калининграда

«В Калининграде и Калининградской области целый клад уникальных объектов культурного наследия, которые нужно не только сохранить, но и сделать так, чтобы они не были заперты на ключ, а эффективно использовались. Помимо того, что они могут приносить практическую пользу жителям города, с их помощью можно значительно повысить его туристическую привлекательность», — уверен зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию культуры и сохранению духовного Денис Кирис.
Накануне форума «Сообщество» в Калининграде он вместе с другим членом комиссии — художником Сергеем Логиновым — провел день «в полях», осмотрев объекты оборонительного зодчества города.
Башня Врангель, Росгартенские ворота, бастион Обертайх, бастион Грольман, казарма Кронпринц, Королевские ворота и Астрономический бастион — все эти сооружения относятся ко второму вальному кольцу крепости Кенигсберг, построенному в 1843–1862 годах, и представляют культурную и историческую ценность мирового значения.
«Как художник и как дизайнер могу сказать, что это могло бы быть полноценным брендом города. Люди высасывают идеи из пальца, пытаются что-то придумать для своего города, но здесь уже все есть — эти удивительные памятники архитектуры, этот ансамбль, который мы сегодня видели», — поделился впечатлениями Сергей Логинов, отметив, что картину омрачает физическое состояние этих сооружений.
Он рассказал, что многие из них полуразрушены, где-то остались одни руины, на которых уже проросли деревья.
«Нельзя относиться к этим памятникам истории вот так. Историю нельзя забывать ни в коем случае — народ, не помнящий историю, не имеет будущего», — подчеркнул Логинов, добавив, что этот вопрос нужно поднять на федеральный уровень, что и будет сделано по итогам этой поездки.
Оценивая состояние сооружений крепости, Денис Кирис даже назвал его критическим.
«Если ничего не предпринимать, то природа и время возьмут свое и мы просто потеряем эти объекты, они будут разрушены», — отметил он.
Как выяснили общественники, основная проблема — это вопрос принадлежности этих объектов. На данный момент большинство из них находится в собственности Росимущества. Какие-то объекты были переданы бизнесу, который не смог выполнить поставленные перед ним задачи, и сооружения пришли в аварийное состояние.
«К сожалению, местные власти вместо того, чтобы помогать бизнесу (сохранять и восстанавливать здания. — Прим. ред.), затрудняют этот процесс, несмотря на то что государство декларирует важность сохранения культурных объектов, — сказал Кирис. — У нас есть федеральный закон „Об объектах культурного наследия“ (ФЗ №73), но он уже давно требует внести изменения, есть федеральная целевая программа „Рубль за квадратный метр“, но мы поняли, что здесь она вообще не работает. На спасение памятников государство выделяет 40 миллиардов рублей в год, но в масштабах всей страны этого не хватает, это очень мало».
По его словам, если вложить в эти здания средства, то в них можно сделать музейные и гостиничные комплексы, мастерские прикладного искусства, кафе и рестораны, клубы, любые другие досуговые или деловые заведения, которые могут быть востребованы жителями или гостями Калининграда.
Но, как пояснил Кирис, вся загвоздка состоит в том, что потенциальный инвестор — бизнес — не может полноценно участвовать в этом процессе и вкладывать серьезные средства, потому что он не является собственником этих объектов и может только брать их в аренду. Но, не имея здания в собственности, бизнес не может брать кредиты и не заинтересован в том, чтобы вкладывать в них большие средства.
Денис Кирис отметил, что рецепт решения этой проблемы прост, но для этого требуется политическая воля и серьезные изменения в нормативной базе. Он привел в пример мировой опыт, рассказав, что здания нужно передавать в собственность заинтересованному частному бизнесу при одном главном условии — гарантии того, что памятники архитектуры будут реставрироваться и сохраняться в надлежащем виде и их внешний исторический облик не будет изменен.
«Только так мы получим шанс сохранить то, что еще не до конца разрушено, и выйти из этой критической ситуации, которая сложилась не только в Калининграде, но и в других регионах страны — это и Иркутск, и Владивосток, и Алтайский край, и центральная часть России», — рассказал Кирис.
Об этом и других механизмах сохранения культурного наследия и ревитализации исторических поселений будут говорить на одном из круглых столов в первый день форума «Сообщество» с привлечением широкого круга экспертов и представителей власти и бизнеса.