RSS Eng

30 августа, 2018

RSS

Печать

«Очень важно, что в обращении Президента учтены многие наши предложения»

Члены ОП РФ комментируют заявление Владимира Путина о будущем пенсионной системы

«Очень важно, что в обращении Президента учтены многие наши предложения»

Президент РФ Владимир Путин предложил смягчить предложенные Правительством изменения в пенсионное законодательство, предусмотреть меры поддержки для людей предпенсионного возраста. Он озвучил свою позицию в получасовом видеообращении, текст которого доступен на сайте Кремля. 

Президент считает, что неправильно увеличивать возраст выхода на пенсию для женщин на восемь лет. По его мнению, повышение пенсионного возраста должно быть одинаковым для мужчин и женщин — на пять лет.

Среди предложений Президента — досрочный выход на пенсию для многодетных матерей, специальные меры по защите интересов граждан старших возрастов на рынке труда, сохранение льготного назначения пенсий для шахтеров, работников вредных производств, коренных малочисленных народов Севера.

Члены ОП РФ отмечают, что многие из озвученных Президентом мер ранее были предложены общественниками. 

Валерий Фадеев, Секретарь Общественной палаты РФ: «Для нас, для Общественной палаты, очень важно, что многие наши предложения были учтены, и мы организовали обсуждения во всех регионах страны. Все общественные палаты регионов приняли участие в обсуждении законопроекта, предлагаемого правительством. Предложений было очень много, и я хочу сказать, что законопроект правительства был воспринят как чрезмерно жесткий, он трактовался как финансовый документ скорее бюрократического характера. Повышение пенсионного возраста касается всех — это десятки миллионов людей. Очень важно, что Президент выступил и прислушался к многочисленным предложениям, к тому, что подготовили и общественные палаты регионов, и другие организации. Целый ряд предложений был принят и будет внесен в законопроект во втором чтении. Это и снижение планки пенсионного возраста для женщин, и учет интересов работников сельского хозяйства, малочисленных народов Севера.

Очень важно, что пенсионная реформа будет связана с демографической политикой. И все общественные региональные палаты говорили: ну как же так, проводится политика помощи многодетным матерям, а у них пенсионный возраст будет аж 63 года (теперь 60), давайте свяжем повышение пенсионного возраста с количеством детей в семье. И Президент предложил учитывать количество детей.

Еще важные аспекты — это льготы, много разных льгот, включая региональные. Льготы должны остаться, причем они должны действовать не с нового пенсионного возраста, а со старого пенсионного возраста. Еще одна тема, которая поднималась, — это слишком быстрый рост пенсионного возраста. И Президент предложил компромиссный вариант. В ближайшие годы рост будет фактически один год за два года, а в законопроекте — год за год. Люди должны успеть приспособиться к этой новой системе, успеть перестроить свои жизненные планы. Людям старшего возраста тяжело найти работу. Предложены и административные меры, и меры, помогающие бизнесу, — видимо, будут какие-то льготы.

Таким образом, главное, что сейчас произошло, что сделал Президент, — он существенно смягчил довольно жесткий законопроект, который уже был принят в первом чтении, потому что этот законопроект не бюрократический и не финансовый документ. Поднимать пенсионный возраст все равно придется, но надо максимально учесть трудности и интересы как можно большего количества людей в нашей стране.

Президент предложил несколько сократить стаж, который позволяет получать пенсию для мужчин по правительственному законопроекту. Это 45 лет стажа, которые Президент предложил сократить на три года — до 42 лет. Поскольку у меня трудовой стаж с 20 лет, то мой пенсионный возраст наступит в 62 года, а не в 65 — это то, что касается лично меня.

Есть еще один важный аспект, и мы обсуждали это в Общественной палате. Пенсии через шесть лет планируются в 20 тысяч рублей. Люди в регионах и на наших обсуждениях говорили, что правительство обещает повышать пенсию примерно на одну тысячу рублей каждый год. А где гарантии? Сегодня обещали одно, а завтра скажут, что в бюджете денег нет, извините, не получается. Президент предложил внести в закон вот это положение о гарантированном повышении пенсий, и это очень важно для людей, потому что они будут точно знать, какая у них будет пенсия через год, два и через шесть лет. И вот этот ориентир в 20 тысяч рублей — он становится не планом, наброском, он становится частью закона.

Конечно, кому же понравится повышение пенсионного возраста. И опросы общественного мнения показывают, что абсолютному большинству не нравится повышение пенсионного возраста. Это понятно и логично, но важно, чтобы люди понимали, почему это делается. Никто с восторгом к этому не отнесется. Но вначале, когда пенсионный законопроект был внесен в Государственную Думу, была такая ситуация, что казалось, что власти не хотят вообще обсуждать эту тему. Это неправильно, и мы в Общественной палате настаивали на том, что надо эту тему обсуждать. И чем больше людей будет вовлечено в обсуждение, чем больше институтов будет вовлечено в обсуждение, тем больше появится доверия. Повторяю, восторга от повышения пенсионного возраста не будет, но у людей должно появиться хотя бы понимание того, почему так делается. Я считал и считаю, что дискуссию надо было начинать раньше, еще до внесения законопроекта. Не надо было бояться того, как люди к этому отнесутся. Рейтинги политических институтов упали. Естественно, они упали, это показывают опросы общественного мнения. Если бы эта дискуссия началась раньше — я уверен, они упали бы меньше».

Сергей Рыбальченко, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства: «Выступление Президента произвело на меня большое впечатление, не только потому что он дал ответы на те вопросы, которые мы долго ждали, обсуждали, — учлись все те предложения, которые обсуждались на площадках Общественной палаты, в частности те, которые были предложены Комиссией по поддержке семьи, материнства и детства. Все они были поддержаны Секретарем ОП РФ Валерием Фадеевым. Это инициативы по учету демографического фактора и поддержке женщин, родивших трех и более детей.

Самое важное — снижен пенсионный возраст для женщин до 60 лет и введены дополнительные льготы для женщин, родивших трех и более детей. На мой взгляд, это будет способствовать улучшению демографической ситуации.

Также считаю, что при поддержке инициативы Президента наша пенсионная система будет очень сильно отличаться от пенсионных систем других стран тем, что она будет семейной и ориентированной на детей и в большей части будет отражать именно ту роль пенсионной системы, которая связана с солидарностью поколений, когда дети фактически выплачивают пенсию своим родителям. 

Отмечу другую инициативу Президента — это снижение социальных рисков, связанных с тем, что люди предпенсионного возраста становятся менее привлекательными для работодателей.

Здесь и инициатива по повышению пособий по безработице до 11 тысяч, и инициатива по предоставлению льгот соответствующим работодателям по выплатам Фонду социального страхования, это и необходимость переобучения людей пенсионного возраста, и ранний выход на пенсию. Я могу сказать, что пакет мер, который обсуждался на площадках Общественной палаты, был учтен по максимуму.

Обращение Президента было самым эмоциональным, самым сильным за последнее время, ведь он выступал по такому сложному непопулярному вопросу, как пенсионная реформа, и мы знаем, что большая часть населения не поддерживает эту реформу, было много обращений, инициатив по проведению референдума.

Президент относится к пенсионным изменениям как к серьезной социальной задаче, которая в конечном счете будет работать на будущее нашей страны, на устойчивость социально-экономического благополучия».

Юлия Зимова, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства: «Сегодня было очень важное и значимое заявление от Президента РФ, среди озвученных им мер были предложенные Общественной палатой РФ. Наши предложения были связаны в первую очередь с демографическим пакетом — с досрочным выходом на пенсию женщин, в том числе многодетных.

Женщина в первую очередь мама и бабушка. Когда она может выйти на пенсию в 60 лет, а если у трое детей, то на три года раньше, а если четверо — на четыре года раньше, — это очень важный момент. И мы благодарны за то, что нас услышали. 

Общественная палата РФ играет такую роль — мы должны собирать все эти мнения у населения, граждан, общества и доносить их до власти. Очень важно, что наши предложения были поддержаны, и я надеюсь, что это будет не последний наш пакет мер, который поддержит глава государства.

Важно, что Президент РФ лично разъяснил свое мнение, привел определенные цифры, факты, ведь граждане читают разные источники информации, и когда все эти меры собраны и все приведено в структурно выстроенный порядок, то люди осознают и принимают это решение. Очень важно еще, и мы это предлагали, чтобы был разработан дополнительный пакет мер для людей предпенсионного возраста, и он разработан, нас тоже услышали». 

Илья Семин, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка: «Мы ожидали как Общественная палата, что нас услышат, потому что мы проводили очень глубокую и широкую дискуссию, в которой участвовали все регионы. Сегодняшнее телеобращение Президента — это в том числе прямой результат общественной дискуссии, которая была в стране. Президент услышал мнение простых людей.

И я удивлен таким форматом, потому что обращение Президента к каждому россиянину по такой сложной теме — это очень ответственный шаг, хотя Президент в очередной раз сказал, что он действительно думает и о настоящих, и о будущих поколениях, и главный тезис майского суперуказа в том числе был воплощен в сегодняшнем обращении. 

Конечно, было видно, что Президент с особым вниманием относится к правам женщин. То, что он предложил смягчить, — это во многом предложение Общественной палаты, в частности моего коллеги Сергея Рыбальченко, о сокращении сроков выхода на пенсию для женщин. И особенно критично важным было предложение Общественной палаты связать изменение пенсионного законодательства с количеством детей в семье. Сегодня многодетные матери могут воспользоваться специальной льготой, которую предложил Президент. Мы очень рады, что мнение Общественной палаты было услышано и будет реализовано. 

Очень важны программы переобучения. Здесь, конечно, сложность в том, что они работают не только для пенсионеров, но и для молодежи и просто работающих людей, и они не всегда эффективны. Переобучают тем навыкам, которые потом не востребованы на рынке труда. Для нас как для Общественной палаты будет важно проследить, чтобы эти программы носили не формальный характер, а прагматичный. Нужно, чтобы человек, который проходит переобучение, не боялся за свое будущее, чтобы он знал, что он точно найдет работу, потому что его доучивают тем навыкам, которых у него не хватает и которые востребованы на рынке труда. 

Особенно запомнилась мера про два дня диспансеризации, это психологически важный ход для людей, которые все больше думают о своем здоровье. По закону работодатель имеет право работника отпустить, а работник имеет право взять выходные, чтобы посвятить их своему здоровью. Считаю, что мы как Общественная палата должны предложить конкретные стимулы, необходимые работодателю, чтобы ему было выгодно привлекать работников предпенсионного возраста. Это особая категория, потому что Президент говорил сегодня о кнуте и прянике. Нам нужно подумать о том, какие именно стимулы мы можем предложить, чтобы они стали действительно эффективным инструментом».

Иосиф Дискин, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений: «Все-таки мы имеем почти двадцатилетний опыт общения с нашим Президентом, и у нас уже сложилось представление о том, как он будет решать те проблемы, которые перед ним встают. Как всегда, он делает это принципиально, ответственно и с широким видением ситуации.

Глава ОП РФ Валерий Фадеев неоднократно говорил о том, что это не бухгалтерский подход, что такой подход мы не пропустим. У нас очень народный Президент, я об этом неоднократно говорил, он очень хорошо чувствует отношение народа, и, конечно же, он действовал в соответствии с этими ожиданиями. Почти все, что высказал Президент, обсуждалось на слушаниях в Общественной палате, на нулевых чтениях и так далее. Мы поздравляем сегодня Сергея Рыбальченко, что все его предложения о том, чтобы связать пенсионный возраст с количеством детей, были услышаны Президентом. Я очень рад, что то, о чем я говорил, а именно меры по переквалификации, меры по защите трудовых прав пожилых граждан, вошло в поправки. Многое из того, о чем мы здесь говорили, наши предложения по защите прав коренных малочисленных народов Севера, — все это мы услышали.

С моей точки зрения, это первая большая реформа после майских указов, и Президент задал новый стандарт того, как должны проводиться эти указы. Здесь мы видим прямую связь с другими актуальными проблемами, которые решаются в майских указах, — с демографическими проблемами, с повышением уровня жизни и так далее. Президент поставил новый стандарт диалога между властью и обществом. Он показал, что он умеет слышать, внимательно слушает и выбирает все полезное из того, что было сказано в этом диалоге.

Для меня огромная радость, что Президент показал, что общественный контроль работает. Нулевые чтения — это не фикция, это реально работающий механизм. В ходе таких чтений Общественная палата, эксперты высказывают достаточно принципиальную позицию, и власть слышит и использует эти предложения. Я считаю, что сегодняшнее обращение — это очень знаменательный факт для Общественной палаты. Мы твердо доказали обществу свою значимость, свою экспертную состоятельность и то, что закон об Общественной палате работает, закон об общественном контроле работает. Однако теперь нам нужно будет соответствовать новой планке, которую поставил Президент». 

Альбир Крганов, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, муфтий Духовного собрания мусульман России: «Это был очень важный разговор Президента с народом, и его все, безусловно, ждали. Мы так понимаем, что это одна из первых реформ после майского указа Президента, и он всегда говорил о том, что нужно широко вовлекать в таких случаях гражданское общество. Мы в палате действительно обсуждали много раз пенсионную тему, и несколько предложений наших коллег по возрасту, например о выходе на пенсию многодетных матерей, были услышаны, как и ряд иных предложений.

Мы также говорили в Палате о том, что внимание к старшим поколениям должно быть многоформатным, а поддержка должна оказываться не только в виде пенсий. Наши предложения были услышаны Президентом. Он говорил сегодня и о переподготовке людей старшего возраста, и о социальной поддержке, и о медицине, что очень важно.

Как выходец из села хотел бы сказать о том, что та поддержка, которую Президент сегодня озвучил для пенсионеров, живущих в сельской местности, очень важна. Мы все знаем, что на селе люди не всегда обеспечены работой. Я убежден, что предложения, высказанные сегодня, люди оценят и поддержат главу государства».

Галина Осокина, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами: «Хочу сказать, что как женщина я поддерживаю то, что предлагается в части улучшения прав женщин в пенсионном законодательстве.

Для меня это было ожидаемо, потому что Владимир Владимирович — стратег, и стратегически правильно выстроено его выступление. Невозможно безболезненно решить ни один вопрос, особенно в такой большой стране, как наша. Естественно, будут моменты недовольства, но основные вопросы, которые он затронул, — это действительно то, о чем думали люди: какие льготы для них будут, смогут ли они сохранить работу и т.д. 

Мы это также обсуждали в ОП Вологодской области, я присутствовала и на обсуждении здесь, в ОП РФ. Все вопросы, которые мы затрагивали, нашли свое отражение в обращении Президента страны, и это радует, потому что он слышит общество».

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО: «Конечно, в обращении была интрига, некоторые даже считали, что Президент скажет, что ничего не будет. Но на самом деле я считаю, что все то, что он говорил, было основано на серьезных экономических расчетах, и они в данном случае абсолютно совпадают с теми аргументами, которые нам публично предъявляло правительство, когда обосновывало необходимость повышения пенсионного возраста. Мне кажется, что действительно, все эти факты такие, какие есть, и они убеждают, а для меня еще и являются дополнительным подтверждением того, что необходимо менять пенсионный возраст, как бы это ни было действительно тяжело и сложно для людей.

Хорошо, что Президент нашел такие человечные слова, потому что общество действительно беспокоится по поводу предстоящих изменений, это мы видим по различным петициям и митингам. Люди, конечно, обеспокоены, поэтому то, что Президент нашел такой правильный тон, — это очень важно. И он старался, чтобы для каждого человека было бы разъяснено, почему без этого невозможно сейчас. И конечно, многое из сказанного совпадает с предложениями Общественной палаты, что приятно.

Во-первых, это более мягкий вариант изменений — то, что можно будет выходить на пенсию тем, кто должен будет выйти сейчас, не на год позже, а на полгода. И все-таки для женщин это будет не восемь лет, а пять, что, конечно, абсолютно справедливо. Есть и другие предложения, в том числе связанные со сложной темой по трудоустройству, — так, предложен целый ряд мер, которые связаны с поиском работы. Но вот здесь, конечно, очень важно включение структур гражданского общества. Мы знаем, что можно какие-то законы принимать и с работодателей требовать, чтобы они не увольняли людей предпенсионного возраста, а они все равно будут находить лазейки, чтобы это делать, потому что работодатели не хотят таких людей на работе держать. Поэтому я считаю, что нужно будет, с одной стороны, поощрять тех, кто будет к этому ответственно относиться, и, с другой стороны, принимать какие-то меры общественного контроля.

А вот что касается переобучения, о чем тоже говорили, то для людей предпенсионного возраста это тоже очень важная вещь. Я считаю, что в этой сфере очень многое могли бы сделать некоммерческие организации и общественные объединения, которые могли бы взять на себя во многом эту функцию по переобучению людей предпенсионного возраста и их адаптации к современной жизни».

Артем Кирьянов, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков: «Обращение Президента снимает много вопросов, которые поднимались при обсуждении повышения пенсионного возраста. Самым ярким и лежащим на поверхности аспектом здесь является решение о повышении пенсионного возраста для женщин не на восемь, а на пять лет.

Кроме того, хочу отметить, что, по словам Президента, сегодня у нас юридическим понятием становится предпенсионный возраст, который теперь будет составлять пят лет. В течение этого времени будет действовать особый правовой режим, который максимально защитит людей от увольнения и других негативных действий со стороны работодателей. Я считаю этот аспект очень значимым для развития не только пенсионной системы, но трудовых отношений в целом. Это серьезное достижение, которое показывает внимание государства к проблемам пенсионеров и вопросам занятости населения. 

Также хотелось бы отметить, что обращение Президента подчеркивает перспективу развития страны, и эта перспектива долгосрочная. С учетом такой перспективы становится понятно, почему на сегодняшний день нам необходимо повышение пенсионного возраста, учитывая в том числе экономическую и социальную ситуацию. 

В обращении четко обозначена бессмысленность повышения налогов, в том числе налога на доходы физических лиц, включая людей с повышенным доходом, поскольку те средства, которые теоретически можно таким образом собрать, не являются определяющими в бюджете, предназначенном на выплату пенсий».

Максим Григорьев, заместитель руководителя рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии: «На мой взгляд, выступление носило совершенно беспрецедентный характер. Оно свидетельствовало о большом мужестве Президента. Вопросы изменения пенсионной системы всегда и в любой стране являются трудными, и Россия не исключение. Очевидно, что изменения такого рода — это удар по рейтингу Президента. Но он пошел на это и фактически этим выступлением полностью взял ответственность на себя. 

Президент прямо сказал, что правительство рассматривало различные варианты того, как можно этих изменений избежать. Однако стало очевидно, что это единственная возможность, потому что иначе через 10–15 лет в финансовой системе случится коллапс.

У Владимира Путина была возможность оттянуть эту ситуацию, уйти от нее во время своего президентского срока. Но он этого не сделал. Ни один другой ныне действующий политик не мог бы так же честно поступить. Такая ответственность перед будущими поколениями, перед Россией показала, что он прежде всего поступает не как политик, а как лидер нации. 

Что касается самого выступления, в нем очень четко объясняется, почему эти изменения необходимы, почему нет других альтернатив. Были перечислены сценарии, которые предлагались. В последнее время я объехал более 10 регионов, и люди мне озвучивали свои аргументы. Но Президент честно сказал, что ни продажа зданий Пенсионного фонда, ни введение прогрессивной шкалы налогов, ни увеличение налогов на нефтегазовую отрасль не решат проблему. Все это поможет отсрочить ее лишь на два месяца. Действительно, если ничего не предпринимать, то через 15 лет эту проблему пришлось бы решать другим поколениям в условиях полного краха экономики. 

В обращении Президента мне особенно приятно было услышать о борьбе с дискриминацией по возрасту. Более месяца назад я озвучивал такое предложение в ОП РФ, выходила статья в „Известиях“. Есть люди, которые хотят уйти на пенсию и не работать, а есть очень много активных граждан, которые хотят продолжить работу, но подвергаются дискриминации по возрасту. Важно, что для тех, кто не принимает их на работу или увольняет, может ждать не только административная, но и уголовная ответственность. Кроме того, Президент говорил, что будут введены стимулы для бизнеса, чтобы рабочие места для этих людей сохранялись. И это 100-процентное попадание.

Безусловно, важны и смягчения, я бы сказал, восстановление справедливости для отдельных категорий граждан — для женщин, многодетных семей, людей, работающих на вредных, тяжелых производствах, малых коренных народов Севера и целого ряда других категорий. 

Замечу, что пенсия состояла из двух частей: денежная пенсия, которая выдавалась наличными или переводилась на счет, и вторая, безналичная часть, которая предоставлялась в виде льгот по оплате ЖКХ, выплате налогов, стоимости проезда в транспорте, по медицинскому обслуживанию. Эта часть в два раза больше, чем наличная. И очень важно, что эти льготы будут сохранены без каких-либо изменений возраста человека. Это поможет развеять страхи и опасения людей по этому поводу».

Александр Ткаченко, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности: «По основным положениям пенсионной реформы и по тому, как эти предложения были представлены обществу, я уже высказывался и по-прежнему считаю, что попытка пересмотра негласного договора общества с властью в части обеспечения социальных благ была проведена без уважения к людям своей страны. Предложения по новым пенсионным условиям были сброшены на общество без достаточного обсуждения. Во многом именно то, как это было сделано, спровоцировало такую негативную реакцию граждан.

Говоря же о выступлении Президента России, я хотел бы обратить внимание на один очень важный, с моей точки зрения, момент. Власть впервые так подробно объясняет людям свои решения, впервые просит поддержки в реализации масштабных изменений. Власть откликается на народное негодование, учитывает предложения оппозиции и, еще раз подчеркну, подробнейшим образом объясняет, почему был выбран именно этот вариант. Вспомните любые реформы или социальные и экономические встряски из нашей новейшей истории — все изменения просто озвучивались и финальное решение всегда доводилось до сведения людей в виде незыблемого и единственно возможного решения. 

Сейчас, очевидно, эта ситуация меняется и власть движется в сторону большей прозрачности принимаемых решений. 

Я также обратил внимание на то, что в своей речи Владимир Владимирович Путин использовал ранее несвойственные для него обороты. Подводя итоги, Президент сказал: „Я предельно объективно, подробно и абсолютно искренне ДОЛОЖИЛ вам о сегодняшнем состоянии и о предложениях по устойчивому развитию пенсионной системы в нашей стране“. На мой взгляд, эта фраза подчеркивает то, что наш Президент ощущает себя подотчетным своему народу и несет ответственность за каждое решение перед своими согражданами.

Я уже слышал комментарии в стиле „ну и что, по сути ведь ничего не поменялось, а условия все равно только ухудшаются“, „все предложения о смягчении — продуманный PR-ход“ и так далее. Отчасти, наверное, можно понять такое отношение людей, но, на мой взгляд, неправильно поддерживать свою страну, только когда все хорошо и когда экономика на подъеме. Думаю, нынешняя ситуация с пенсионной реформой — это то время, когда гражданам предложили поддержать свое правительство и в очередной раз помочь стране преодолеть тяжелую социальную проблему. По сути, Президент попросил граждан разделить ответственность за будущие поколения.

Я могу сказать, что после сегодняшнего обращения Президента мне абсолютно понятна логика действий правительства, обоснование принятых решений и цели, ради которых затеяны все эти изменения».

Людмила Дудова, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки: «После того как прозвучало выступление Владимира Путина по теме пенсионной реформы, многие позиции, связанные с необходимостью осуществления этого непростого для нашего государства шага, стали более понятными.

Первое впечатление от выступления, наверное, можно сформулировать таким образом: предстоит огромная работа по реализации тех направлений в работе разных ветвей власти, ведомств, руководителей организаций, которые обозначены лидером нашего государства на переходный период.

С другой стороны, необходимо осознать всю серьезность положения дел в стране, которые вынуждают пойти на эти, прямо скажем, очень непопулярные шаги. Прививка болезненна, но если она способна предупредить тяжелые и неизбежные последствия от несвоевременно принятого решения, то ее нужно сделать.

Означает ли это, что необходимо отложить предложения, которые в ходе обсуждения пенсионной реформы были сформулированы представителями общественных организаций, разных партий, исходивших от самого народа? Полагаю, что ни в коем случае. Если они могут смягчить негативные последствия этого непростого решения, то их нужно принять в работу. Бесспорно, что при переходе, а мне хотелось бы подчеркнуть именно важность переходного периода в реализации нового пенсионного законодательства, необходима консолидация всех, кто заинтересован в развитии нашего государства, сохранении самого главного в любом государстве — человека.

Важно позаботиться прежде всего о том, чтобы создавались рабочие места, чтобы в обществе сформировалось позитивное и уважительное отношение к возрасту, старшему работающему поколению, чтобы система здравоохранения при обращении пациента исключила из своего лексикона выражение: „Что вы хотите? Возраст“. Необходимо очень ответственно подойти к решению вопроса о постоянном повышении квалификации специалистов старшего возраста с учетом и их основной профессиональной деятельности, и возрастных особенностей обучения взрослого населения. Дело сохранения работоспособности в серебряном возрасте не может быть только делом самого работника, государство, бизнес должны активнее подключаться к решению этой проблемы. 

Позиция главы государства обозначена, она аргументирована, и хочется думать, что общество сможет понять, что шаги эти неизбежны и направлены на развитие нашего государства, как бы непросто это развитие ни шло».

Юлия Оглоблина, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий: «Мы очень рады такому решению — 25‑процентной надбавке к пенсии для тех неработающих пенсионеров на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Потому что эта мера на самом деле простимулирует, во-первых, молодежь, а во-вторых, всех сельских жителей. Я как представитель молодежной организации могу утверждать, что молодежь охотнее пойдет в сельское хозяйство и станет заниматься фермерством в сельскохозяйственных кооперациях.

Мы знаем тревоги сельских жителей, которые в основном работают, конечно, в агропромышленной отрасли, знаем, какой это тяжелый физический труд. Конечно, мы понимаем важность заявления о том, что стаж у них сокращается для выхода на пенсию и получения надбавки. Считаю, что это очень важно».

Азамат Тлисов, член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки: «Непростое решение, которое сегодня необходимо принять, требует согласия общества. Президент в своем обращении упомянул, что „демографический провал конца 1990-х оказался сопоставим с 1943 и 1944 военными годами. И сейчас именно это крайне малочисленное поколение, родившихся в 1990-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему“. Нам требуется консолидация, решение непростое и должно быть разделено всем нашим обществом. Это ответственный подход к обеспечению будущего страны, будущего общества с очень важным для всех нас горизонтом.

Мы видим, что руководство страны приняло решение пойти на эту непопулярную меру, понимая всю ответственность за благополучие граждан. Команда Президента думает о будущем. Это сложное решение экономически обосновано. Достаточно много сказали эксперты, есть большие аналитические материалы, которые позволяют нам принять это решение с точки зрения рационального. 

Но, безусловно, у этого решения есть эмоциональный окрас. И здесь мы должны, я уверен, консолидироваться, принять этот сложный вызов. Изменения всегда дают определенные волнения. Но уже в ближайшее время, предложенный правительством пакет корректировок пенсионной реформы во многом обеспечит более устойчивую форму нашей пенсионной системы и рост благополучия граждан».

Николай Дайхес, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор Федерального научно-клинического центра оториноларингологии — хирургии головы и шеи: «Выступление Президента обосновано и прогнозируемо. Мы видим, что в течение последних 15 лет наша медицина, здравоохранение достаточно активно развиваются, в первую очередь при поддержке Президента. 

Все это началось с федеральной программы „Здоровье“. А сегодня это система защиты материнства и детства — перинатальные центры, а также центры сердечно-сосудистой хирургии. Начала решаться проблематика, связанная со смертностью от онкологии, эта тема поднята Президентом в майских указах. Имеет место популяризация здорового образа жизни. Во всех этих программах участвует и Общественная палата. 

Усилия Президента и правительства дают результат: увеличивается продолжительность жизни, повышается качество жизни в плане здоровья людей. Люди начинают понимать, что государство о них заботится, и они сами должны заботиться о своем здоровье. 

Увеличение продолжительности жизни подтверждается и экспертами ВОЗ, и другими авторитетными российскими и зарубежными источниками. Поэтому, я думаю, можно аккуратно, как сказал Президент, рассматривать увеличение пенсионного возраста. Разумеется, эти вопросы нужно обсуждать со всеми необходимыми структурами — и политическими, и общественными. 

В целом мы видим, что активная продолжительность жизни увеличивается, люди хотят работать, имеют на это силы. Не все в возрасте 60 лет хотят уходить на пенсию. Я лично не хочу. Поэтому именно в сегменте медицины и здравоохранения мне выступление Президента понятно. Я его поддерживаю».

Александр Малькевич, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций: «Я горячо поддерживаю реакцию нашего руководителя — Секретаря Общественной палаты РФ Валерия Фадеева, который отметил, что большинство предложений ОП так или иначе были услышаны и отражены в том, что сказал Президент об изменениях в пенсионном законодательстве.

Глава государства задал очень верный формат. Сложные и важные изменения, которые планировались, прошли несколько стадий обсуждения: на площадке крупнейшей политической силы — партии „Единая Россия“, на площадке федеральной Общественной палаты, а также в Государственной Думе РФ с участием экспертов ОП РФ. И теперь подытожил, поправил и скорректировал, конечно, глава государства.

Если мы говорим об обсуждениях, то считаю, что некоторые регионы с этим не справились. Потому что где-то дискуссии шли для галочки. Здесь как раз вновь приходится говорить о том, что хромает пиар в органах власти: многие региональные администрации не смогли провести качественные общественные слушания, не смогли опереться на региональные палаты. И это заставляет нас еще раз поставить вопрос, который уже неоднократно поднимался и обсуждался в Общественной палате, — о том, чтобы иначе формировать региональные палаты, предоставив федеральной ОП возможность выбирать минимум треть членов ОП, чтобы сделать менее подконтрольными и менее зависимыми палаты от региональных властей. Полагаю, если бы они действительно были отчасти автономными, могли бы помочь как раз региональной администрации провести вдумчивые обсуждения, а не формальные. Таким образом, первое лицо вынуждено вмешиваться, исправлять ошибки. 

В целом же выступление нашего Президента было очень содержательным, ярким, доходчивым. Было видно, что наш национальный лидер пропустил все проблемные моменты через себя, детально изучил каждый пункт. 

Очень верная мысль, по моему мнению, что „в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках“.

СМИ упустили одну очень важную деталь — уменьшение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, до 37 лет для женщин и до 42 лет для мужчин. На мой взгляд, это узловая вещь! Не возрастные ограничения, а именно стаж. Есть люди, которые начали работать в раннем возрасте — сразу после школы или даже не успев получить среднее образование. И для них это действительно хороший бонус. 

Вот, например, Маргарита Симоньян прямо пишет, что ей трудовой стаж позволит выйти на пенсию в 55 лет. Впрочем, и мне пенсия при таком раскладе светит в 59 лет.

И еще добавлю.

Приоритетным направлением на ближайшие несколько лет государство считает цифровизацию. И мы в Комиссии по СМИ надеемся, что те цели и задачи, которые Правительство РФ ставило в рамках цифрового развития, будут учтены. В частности, например, переход на электронные трудовые книжки. Мы все ждем появления электронных ID, возможно, к ним же будут привязаны и электронные трудовые. Этот архаизм пухлых книжек, куда вклеены вкладыши, а в них еще и дополнительные вкладыши, когда нужно проверять записи, приказы, подписи, — от этого надо избавляться!»

Елена Мильто, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, председатель совета ЯРОО «Союз молодых предпринимателей», член Общественной палаты Ярославской области: «Озвученные Президентом предложения были ожидаемы. Действительно, изменения пенсионной системы назрели давно, и это объективная реальность. При этом члены Общественной палаты должны работать над этой проблемой постоянно.

Отрадно было услышать, что многие наработки Общественной палаты Ярославского региона и Общественной палаты Российской Федерации были учтены. Это говорит о том, что Президент и его команда слышат народ, и это не может не радовать. 

Одним из важнейших факторов для меня стало то, что женщинам снизили возрастной барьер с изначальных восьми до пяти лет. И это уже некий компромисс, с которым можно работать. Безусловно, на женщинах лежит большой груз ответственности и в семье, и на работе, и в социальной деятельности. Поэтому я считаю, что повышение пенсионного возраста на пять лет — это много. Нам бы хотелось, чтобы повышение составило максимум три года. Мы будем готовить дальнейшие предложения по этому поводу. 

Кроме того, меня сильно взволновал вопрос, связанный с бизнесом и предпринимательством. 

С одной стороны, Президент говорил о том, что гражданам предпенсионного возраста нужна поддержка, переобучение, переквалификация, медицинское обслуживание. При этом будут ли учтены интересы бизнеса? Я считаю уголовные наказания по отношению к работодателям, которые по каким-либо причинам будут увольнять людей предпенсионного возраста, слишком жесткой мерой. Безусловно, государство может вносить свои предложения, но не стоит серьезно вмешиваться в отношения работника и бизнесмена.

В любом случае будет интересно посмотреть на формат этого предложения в итоговом варианте, а также на то, какие преференции будут предоставлены бизнесу, чтобы компенсировать затраты, которые будут идти на поддержание людей предпенсионного возраста на рабочем месте. 

Если говорить о послании в целом, то хорошо, что Владимир Владимирович выступил с предложениями, смягчающими изначальные положения законопроекта. Далее нам, общественникам, нужно более четко и структурированно работать с населением, чтобы понимать, какие меры сработают, какие окажутся излишними, как мы можем скорректировать новые правила игры, которые нам предлагает государство». 

Теги: Юлия Зимова, Артем Кирьянов, Николай Дайхес, Иосиф Дискин, Людмила Дудова, Александр Ткаченко, Галина Осокина, Александр Малькевич, Сергей Рыбальченко, Юлия Оглоблина, Илья Семин, Елена Мильто, Елена Тополева-Солдунова, Альбир Крганов, Максим Григорьев, Азамат Тлисов, Валерий Фадеев

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться