31 июля, 2018
RSSПечать
«Четверть всех старшеклассников не владеют необходимыми функциями чтения» — Маргарита Русецкая
Член ОП РФ рассказала о собственном исследовании формирования навыков чтения у школьников

Почти четверть россиян не владеет функциональным чтением, и эта проблема начинается в раннем возрасте. Об этом 30 июля сообщила министр просвещения РФ Ольга Васильева.
По ее словам, количество россиян, которые не совсем понимают смысл того, что написано, варьируется от 22 до 25 процентов. При этом проблемы с чтением начинаются в довольно раннем возрасте.
Член ОП РФ, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая уверена, что проблема непонимания текстов кроется в не сформированных в младших классах навыках работы с текстом.
Русецкая пояснила, что под функциональным чтением понимается полноценное сформированное деятельное чтение, которое не только позволяет понимать прочитанное, но дает возможность использования информации для решения когнитивных задач.
«Функциональность чтения — это когда ты и информацию понимаешь, и на основе полученной информации можешь выполнять какие-либо действия. Условно говоря, если это школа, то на основе прочитанного ребенок может выполнить правильные арифметические действия. Если это взрослая жизнь, то на основе прочитанной инструкции человек может, например, оплатить коммунальные платежи», — рассказала она.
По ее словам, существует высший уровень осмысления прочитанного — так называемая рефлексия текста, которая является обязательным элементом чтения художественной литературы. Когда человек, прочитав то или иное произведение, может в прочитанное встроить свою языковую картину миру, совместить это с ранее прочитанными произведениями.
«Рефлексия происходит тогда, когда после прочитанного хочется об этом рассказать, что-то изменить в своей жизни либо совершить какой-нибудь поступок, то есть когда прочитанное действительно влияет на нашу жизнь», — говорит эксперт.
Таким образом, есть три уровня чтения, которые формируются поэтапно, и в идеале они должны сформироваться в течение школьного обучения, подчеркивает Маргарита Русецкая: «Сначала мы просто учимся соединять буквы и переводить их в звуки и на основе этого понимать смысл слов. Это самый простой уровень понимания. Следующий уровень — это средняя школа, когда чтение становится не просто учебным предметом, а когда на основе чтения ребенок добывает знания, то есть чтение становится инструментом получения знаний и академического развития. Третий уровень — это средняя, старшая школа, когда мы учимся рефлексировать над содержанием прочитанного. Это происходит на уроках литературы — глубокое и вдумчивое прочтение».
Маргарита Русецкая поясняет, что на каждом из этих уровней возможны свои ошибки, свои сложности. И они хорошо известны прежде всего логопедам, потому что именно они работают с различными проблемами письменной речи и чтения.
«В рамках моего научного исследования я наблюдала детей с первого по одиннадцатый класс — то, как у них формируются функции чтения. Как выяснилось, порядка 24 процентов детей в старших классах не владеют всеми тремя функциями чтения. Прежде всего это рефлексивная компетенция — дети не умеют читать художественную литературу», — констатировала она.
«Для них это достаточно сложный процесс, и дело даже не в том, что устаревает значение слов, описываются явления, которых нет в современной жизни. Все дело в сложных связях между героями, сюжетной линии, и, конечно, в основе понимания таких произведений — жизненный опыт ребенка и читательский опыт ребенка. Есть целая методика, которая позволяет развить способности к осмысленному чтению», — отметила она.
Согласно исследованию Маргариты Русецкой, четверть старшеклассников этими навыками не владеет, соответственно, чтение художественной литературы является трудным, непонятным и неинтересным.
«Конечно, дети не будут читать сложные тексты из числа шедевров мировой литературы, они предпочтут банальные детективы, беллетристику, то есть то, что не требует структурирования языковой информации. Этот фактор является причиной и плохих результатов на ЕГЭ.
Проблема плохих знаний по математике, химии, физике часто кроется в проблеме как раз-таки работы с текстом, точнее, отсутствии этой самой функции работы с текстом, то есть дети не могут прочитать инструкцию, задание, и отсюда, соответственно, они совершают неправильные действия и делают неверные умозаключения», — сказала член ОП РФ.
«Об этом говорят и эксперты, и ФИПИ, и Рособрнадзор, что в основе трудностей ЕГЭ зачастую лежат несформированные навыки работы с текстом, то есть не сформировано полноценное функциональное чтение. В статье Ольга Юрьевна отмечает, что проблемы начинаются с раннего детства, и многие трудности чтения, понимания — это языковые проблемы. Они возникают в детстве. Иногда это результат перенесенных заболеваний в раннем возрасте, это и наследуемый фактор. Среди детей, поступающих в первый класс, до 70–75 процентов имеют те или иные нарушения речи: кто-то имеет проблемы со звукопроизношением и звуковосприятием, у кого-то не усвоены грамматические категории падежа, рода, изменения, склонения слов, у кого-то бедный словарный запас», — рассказала она.
«Такой речевой старт в первом классе является отягчающим фактором для малышей, которые усваивают школьную программу, — считает Русецкая. — Таким детям нужна систематическая логопедическая помощь, как это было в советское время, когда в каждой школе работали логопедические пункты. К сожалению, за последние 15–20 лет система логопедической помощи сильно изменилась в нашей стране и многие дети просто не имеют возможности получить своевременную доступную бесплатную логопедическую помощь, чтобы устранить речевые проблемы и прийти к систематическому школьному обучению и к хорошим речевым функциональным базисам», — заключила она.