22 мая, 2018
RSSПечать
«Рывок через цифровизацию»: в ОП РФ прошло «нулевое чтение» законопроекта о цифровых правах граждан
По мнению общественников, в законе есть прорывные позиции, но пока он является «спящим»

21 мая в Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» проекта Федерального закона №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в области официального закрепления существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений — токенов, криптовалюты и т.д.).
«Мы все живем в новую цифровую эпоху, со многими ее элементами, и весь мир думает над тем, как создать максимально комфортные условия для граждан и для бизнеса в цифровой среде. Президент в майском указе сказал, что нас ждет рывок, в том числе через цифровизацию, и критически важно создать правовые условия для этого, поскольку то, что существует уже несколько лет, не имеет законодательного определения», — отметил зампредседателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин.
По его словам, в законопроекте вводится такое понятие, как «цифровые права граждан», а значит, это коснется каждого россиянина: «Можно даже считать, что это исторический момент. И цель наших нулевых чтений — вынести заключение по законопроекту, которое будет направлено на рассмотрение в Госдуму. К нам пришли абсолютно разные замечания и предложения по законопроекту — все они, а также те мнения, которые прозвучат сейчас, будут отмечены в нашем итоговом документе».
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, его основная цель — закрепление в гражданском законодательстве нескольких базовых положений, отталкиваясь от которых российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и прочее), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы информации.
Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева сказала, что обсуждаемая тема чужда и незнакома для широкого слушателя: «Прорабатывая этот закон, мы поняли, что очень большая часть россиян не очень хорошо понимает, о чем идет речь. Они хотели бы понять и почувствовать, как их жизнь изменится после формирования законодательства, но им пока никто об этом не рассказал».
«Для того чтобы жизнь россиян изменилась к лучшему, законопроект прежде всего фиксирует понятие цифрового права внутри списка объектов гражданских прав. Что нам это дает? Это дает защищенность тем сделкам, которые совершаются в сети Интернет, это дает уверенность в том, что новые объекты прав — цифровые объекты — признаются и защищаются государством. Точно так же, как, например, защищаются права собственности на недвижимость. Так же будут защищаться и цифровые блага, поскольку сейчас они находятся в серой зоне — в том неясном поле, которое правовым не назовешь», — пояснила Михеева.
По ее словам, в тексте есть по-настоящему прорывные позиции, относящиеся электронному документообороту.
«Если кто-то готов сегодня создать электронную площадку для фиксации документов, для идентификации лиц, которые хотят составлять документы в электронном виде и хранить их не только у себя, но и у доверенного лица, то время настало. Это электронный нотариат, это электронное хранение всего документооборота в экономической жизни — от решений собраний хозяйственных обществ до элементарных доверенностей. Это мощный уход от ненужных бюрократических процессов, и нам останется только убедить налоговые органы в том, что предприниматели имеют право вести полный документооборот в электронном виде и не обмениваться бумагами с печатями, подписями, как это было принято понятно в каком веке», — сказала она.
При этом она отметила, что законопроект не является безупречным и он подвергается справедливой критике.
Так, например, в законе предлагается установить, что цифровые права должны существовать в системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы. Однако легального определения понятия «децентрализованная информационная система» не установлено.
Лидия Михеева подчеркнула, что закон сам по себе является «спящим» и его положения не будут работать без изменения других федеральных законов, так как законопроект вносит изменения только в Гражданский кодекс.
Как отметил Илья Семин, нужно искать баланс между защищенностью цифровых прав граждан и инвестиционной привлекательностью страны: «Если мы идем в цифровую эпоху и хотим быть лидерами в ней, мы не можем не смотреть на то, насколько инвестиционно привлекательна российская юрисдикция для ведения цифровой экономики».
«Это очень сложный вопрос, и здесь нет устоявшейся практики, единственно верной для всех стран. Каждый выбирает свой путь, и внутри своей страны мы должны создавать такую среду, которая была бы даже более комфортна, чем в других странах», — сказал он.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям