21 мая, 2018
RSSПечать
«Нужна федеральная целевая программа для поддержки музеев в регионах» — Денис Кирис
Общественники поделились своим видением проблем и достижений в сфере музейного дела в России

18 мая празднуется Международный день музеев. В России в этот день выставочные залы открывают свои двери для всех желающих совершенно бесплатно. В музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, проходят музейно-театральные представления. К празднику приурочена и международная акция «Ночь музеев».
Количество музеев во всем мире с каждым годом увеличивается. В России сегодня только государственных музеев около трех тысяч, а действуют и частные.
Какой он, современный музей? Какие проблемы испытывает на себе эта культурная сфера? Об этом рассуждали общественники.
«Стоит попасть в региональный краеведческий музей, и чувствуешь необходимость в финансовой поддержке»
Денис Кирис, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, считает, что федеральные музеи пока находятся в более выгодном положении, чем региональные, и что эту несправедливость могла бы устранить федеральная целевая программа.
«Очень знаково для нас, что на конференции Международного совета музеев, которая проходила в 1977 году в Ленинграде, было принято решение учредить этот культурный праздник. Музеи занимают важное место среди социокультурных институтов, потому что сегодняшнее общество живет в постоянной динамике, а музей — это важный источник распространения культурно-исторической информации.
Первый музей, который я посетил, будучи школьником, — зоологический. До сих пор отчетливо помню, какое неизгладимое впечатление произвел на меня тот поход в музей. Та культурная составляющая, что есть в музеях, не оставляет равнодушным ни одного человека. Это соприкосновение с культурой, с эпохой, именно поэтому музейное наследие нужно не только приумножать, но и сохранять.
Ситуация с музеями у нас в стране довольно позитивна, но проблемы есть. Основные из них связаны с краеведческими, региональными музеями, фонды которых нужно сохранять, поддерживать, но для этого требуется финансирование. Сегодня в региональных музеях хранятся уникальные артефакты, но даже сделать экспозиционные стенды — это большая проблема. Каждый артефакт требует определенных условий хранения, но на это в регионах, как правило, нет средств, и эта проблема требует решения.
Федеральные музеи, являясь национальным достоянием, конечно, содержатся в хорошем состоянии, но стоит попасть в региональный краеведческий музей — и ситуация иная, чувствуется необходимость в финансовой поддержке. Считаю, что для них нужна федеральная целевая программа, которая будет направлена на создание специально оборудованных музейных хранилищ».
«Произведения искусства как дети — они могут болеть, за ними нужно ухаживать, с ними нужно разговаривать»
Председатель ОП Карелии Наталья Вавилова возглавляет музей изобразительных искусств Республики Карелия уже несколько лет, одновременно являясь членом президиума Союза музеев России. Она говорит о музее как о живом организме, требующем постоянного внимания и поддержки.
«Произведения искусства — они как дети: они могут болеть, за ними нужно ухаживать, с ними нужно разговаривать. У картины ты можешь помолчать, посмотреть, чем-то восхититься, от чего-то насторожиться, подумать и взглянуть на себя со стороны. Это очень важно.
Несмотря на все информационные технологии, предлагающие побывать и в Лувре, и в любом музее мира, все-таки важен контакт между человеком и картиной. Когда-то мы отрицали, что существует обратная связь, но я по своему опыту могу сказать обратное. Однажды на „Ночь в музее“ к нам пришел молодой человек, весь в металле — в ушах, в носу, на губе, и подошел к работе Крамского „Голова Иисуса Христа“. Он посмотрел на эту работу, отошел, потом еще раз подошел, посмотрел, затем сел на стульчик. Он возвращался к этой картине несколько раз. С человеком в этом момент происходили чудесные метаморфозы.
Я даже провела эксперимент: проанализировала, как люди заходят в музей и выходят из него. Они выходят с совершенно другим выражением лица. Это важно. Музей — великая вещь. Сегодня он занимает совершенно особое место в обществе, поскольку именно музей остался верен своим традициям просвещать людей, обогащать их знаниями, организовывать их свободное время и, конечно, обучать.
Наш музей сегодня представлен различными программами для различных категорий населения — это и люди серебряного возраста, это студенчество, это и работающие люди, это дети. Однако больше всех музей посещают школьники — их более 60 процентов», — с гордостью рассказала она.
По словам Вавиловой, три тысячи детей Карелии занимаются в музее изобразительных искусств по специальной программе: «Учатся, как правильно смотреть картины, как вообще восхищаться искусством, что нужно знать, для того научиться смотреть произведение, откликаться на проблемы и вопросы, которые отражены в творениях художника».
«Музеи становятся доступными для людей с инвалидностью»
Член Общественной палаты РФ от Республики Бурятия Галина Горбатых рассказала о том, как музеи Улан-Удэ становятся доступными для людей с инвалидностью.
«Не так давно в Национальном музее Бурятии прошла презентация музейной интерактивной площадки „Тактильная юрта“. Проект реализуется как способ получения знаний людьми с проблемами зрения. Изначально он был наполнен одиннадцатью копиями музейных экспонатов. В этом году тактильная юрта была дополнена еще шестнадцатью копиями. Сегодня с помощью тактильной юрты дети и взрослые, имеющие ограничения по зрению, смогут познать новое о родном крае», — сказала Галина Горбатых.
Так, по словам Галины Горбатых, через музейное экспозиционное пространство и тактильное изучение этнографических предметов люди с проблемами зрения получат дополнительные знания о традиционной культуре бурят. Благодаря различным сенсорным ощущениям люди с проблемами зрения смогут более полно познать окружающий мир.
«Не менее важным событием стало и то, что теперь юрту смогут посетить люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся с помощью инвалидных колясок. Благодаря реализации проекта „Инклюзивный туризм Бурятии и Байкала“ в Музее истории Бурятии изготовлен специальный пологий съезд к тактильной юрте, переделаны пороги для удобного перемещения и организовано специализированное парковочное место. Несомненно, все эти мероприятия в совокупности создают комфорт для маломобильных посетителей и возможность беспрепятственно ознакомиться с музейными экспозициями», — отметила она.