21 декабря, 2017
RSSПечать
Опорные вузы: от образования до влияния
В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Университеты в региональных системах образования. Опыт опорных вузов»

Открывая обсуждение, член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Николай Рассадин напомнил о том, какие изменения произошли в российском высшем образовании за последние годы: «Мы прожили интересное 30-летие. Помните время, когда у нас было только три варианта: университет, академия и институт. Позднее начал набирать силу процесс университизации нашего образования. Появилось понятие „отраслевой университет“, а классические университеты стали настаивать на своей самости. Держались академии и институты, но процесс пошел».
Результат всех этих изменений сегодня можно оценить словом «бардак», отметил член ОП РФ. Ведь в итоге каждый университет стал считать, что может открывать любые специальности — «все имели право на все».
Сейчас, подводя итоги этих процессов, можно признать: у нас нет сильной нормативной базы.
«Такая база нужна для того, чтоб успокоить ситуацию и привести ее к некоторой стабильности. Практика оказывается богаче предположений», — подчеркнул Николай Рассадин.
В свою очередь Общественная палата РФ не должна ограничиваться одним круглым столом, а должна проводить выездные заседания по вопросам образования, а возможно, подготовить большую конференцию по этим вопросам.
Ректор САФУ имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова остановилась на роли опорного университета в жизни региона: «Если вуз расположен на определенной территории, то он и отвечает за эту территорию. Перед опорным университетом стоят три задачи: обеспечить качественное образование на нестоличной территории, выстроить взаимодействие с органами власти и одновременно обеспечить приток абитуриентов из других регионов и сократить отток из данного региона. Университет должен быть драйвером развития территорий. Надо понять, как можно развивать эту роль и распространять успешные практики».
Также Елена Кудряшова сделала в своем выступлении акцент на работе кафедр, которые создаются на предприятиях для подготовки специалистов.
«Важно развивать сетевые программы: обозначить стандарты, разработать систему подготовки. Нужен эффективный анализ рынка труда со стороны органов исполнительной власти. Пока основную роль играет краткосрочное планирование, когда у нас нет перспективы на будущее, например, мало кто сегодня может дать свои наработки до 2030 года. Иногда руководство региона охотнее заказывает работы за пределами региона, а не у себя, в домашнем регионе», — напомнила спикер.
Директор проектного офиса ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Владимир Прокохин говорил о том, что результате трансформации университета удалось добиться хорошей динамики привлечения абитуриентов из соседних регионов, и одновременно местные абитуриенты активно поступают и учатся у соседей — в Москве, Туле, Белгороде и Липецке. Он также рассказал о стратегических проектах университета.
Первый проректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» Михаил Ширяев сосредоточился на вопросах, которые появились прямо во время предыдущих выступлений: «Мы постарались определить, в чем мы являемся драйвером развития региона. Нижегородский регион — это регион промышленный, у нас активно развивающаяся высокотехнологичая промышленность. Мы единственный полноценный вуз, который готовит технических специалистов на нижегородской земле. Стоит отметить и высокие показатели целевой подготовки кадров. Ценность целевой подготовки возрастает, когда мы связываем эту работу с другими механизмами. У нас сегодня 15 базовых кафедр. И есть планы по этой форме интеграции с промышленностью на будущее. Например, механизмы базовых лабораторий предприятий в вузе. Уже сейчас у нас есть примеры лабораторий, которые не имеют аналогов в мире».
Ректор ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» Александр Наумов признал, что в случае Костромы подвижкой к созданию опорного университета послужил страх потери высшего образования. Но теперь необходимо работать еще активнее, чтобы и развиваться, и становиться сильным игроком в национальной системе образования.
«Статус опорного университета не есть гарантия счастливого будущего. Мы формируем национальную систему образования, занимая с ней конкретное место», — подчеркнул Наумов.
Ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» Евгений Шахматов также поддержал тезис о том, что роль опорного, да и любого университета не ограничивается только образованием: «Любой университет региона, который берет на себя миссию по развитию региона, — это опорный университет. Без него регион не может решать многие проблемы».
Ректор ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» Анатолий Косых предложил задуматься над тем, какой смысл нужно вкладывать в понятие «опорность»: «Система оценки становится все более субъективной. И об этом руководство Министерства образования заявляет на программном уровне. Но возможность и развитие — это величины неизмеряемые. Получается, что самым эффективным показателем становится „нравится — не нравится“».
А о том, что университет должен все-таки начать играть важную роль в образовании региона, говорят не очень приятные цифры региональных опросов: 50 процентов учителей в школах не смогли найти материалы, которые могли бы продемонстрировать примеры проявления героизма в годы Великой Отечественной войны в своем регионе, 92–97 процентов школьников не смогли назвать известных людей из региона. Участники дискуссии согласились с тезисом о том, что здесь и должен сыграть свою роль университет, которому под силу улучшить эти показатели.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям