07 ноября, 2017
RSSПечать
«Революция 1917 года — трагедия, но Советский Союз — данность» — Наталия Нарочницкая
100-летие Октябрьской революции прокомментировали в ОП РФ

Что означает столетие октябрьской революции сегодня? Какие итоги могут быть подведены гражданским обществом в этот день и о чем стоит задуматься — рассказали историки и политологи, члены ОП РФ.
«Для меня революция 1917 года — это трагедия, но Советский Союз — данность», — говорит Наталия Нарочницкая, член Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, Президент Фонда изучения исторической перспективы.
«Я никогда не относилась к стране, в которой родилась и выросла, враждебно. Ее разрушение я воспринимала как очередную трагедию исторического государства Российского. Но сразу скажу: при настоящем социализме мы и не жили. Да, социальное расслоение в нашей стране долгое время действительно контролировалось жестко. Однако тотальная принудительная вовлеченность в политическую идеологическую систему государства и жизнь в условиях постоянного ограничения материальных, бытовых потребностей людей никак не являлись признаками зрелого социального государства», — считает она.
По словам историка, истоки любой революции следует искать в тех или иных философских учениях и трудах за несколько веков до этого. Эти идеи, со временем трансформируясь, преобразовывались в радикальные политические доктрины: для революционера весь прежний мир — это пыль, которую надо разом смахнуть для творения новой истории, или глина для лепки нового человека.
«Догма неизбежно столкнется с реальностью — социокультурным историческим контекстом и кодом нации. Поэтому революция обязательно проходит через свою репрессивную фазу. И в этом трагичность любой революции как концепции.
В результате цена таких действий оказывается чудовищно высокой. Как правило, это кровь и раскол, хаос и низвержение страны в еще больший омут проблем, чем те, которые вызывали справедливый протест», — рассказала Наталия Нарочницкая.
По словам Андрея Шутова, члена Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, председателя Совета директоров Экспертного института социальных исследований, декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, время Октябрьской революции — это то время, когда общественность, с одной стороны, и власти, с другой стороны, не слышали друг друга.
«Произошла трагедия, вызванная победой радикальных политических сил, которые проводили радикальную повестку дня в стране 100 лет назад. В результате этой победы была поставлена задача уничтожить целые социальные классы в обществе ради мифической победы коммунизма. Ради того, чтобы у нас наступило некое светлое будущее. В течение многих десятилетий мы были вынуждены строить общество, толком не зная, что на самом деле строим», — сказал Андрей Шутов.
По мнению политолога, если общество выйдет на то, чтобы извлечь уроки из события, которое произошло 100 лет назад, то оно прежде всего должно отказаться от затеи построить светлое будущее.
«Нужно жить настоящим, по-возможности прогнозируя будущее в России. Иначе опять история посмеется над нами. Нам необходимо закрыть эту страницу истории — ведь она до сих пор не закрыта в обществе. До сих пор имеет место разделение на белых и красных. Если гражданское общество выступит с идеей примирения, с идеей преодоления этого раскола, который произошел 100 лет назад, то это будет полезно для нашего общества и его справедливого развития», — прокомментировал Андрей Шутов.
Магия чисел
В день 100-летия Октябрьской революции Александр Щипков, член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, доктор политических наук, профессор философского факультета МГУ, встретился с читателями в Библиотеке иностранной литературы. Политолог коротко раскрыл тему встречи «Революция и традиция».
«Магия чисел заставляет историков и публицистов сопоставлять 1917-й год с годом 2017-м. Находят много общего и предостерегают от печальных последствий», — говорит Александр Щипков.
«Действительно, в современной политической ситуации много совпадений с событиями вековой давности: международная нестабильность, русофобская истерика зарубежных СМИ, нерешенные социальные проблемы, похожие „оранжевые“ технологии, из которых самая заметная — оплата западным капиталом уличных беспорядков», — отметил Щипков.
По словам политолога, сейчас, на изломе эпохи, революционность превращается в синоним отсталости и ретроградства, а здоровый традиционализм становится мотором истории.
«Возвращение общества и государства к нормальному состоянию требует не меньше, а больше усилий и смелости, чем их разрушение. Революция — это всегда человеческие жертвоприношения, обоснованные мнимой социальной целесообразностью. Это не имеет ничего общего с нравственным и социальным обновлением общества.
Нас постоянно призывают осмыслить революцию. Но давайте скажем честно — мы все давно осмыслили. И наша цель — в гражданском примирении и консенсусе перед лицом новых общих вызовов. Как это было в 1941-м. Как это было в 2014-м», — сказал Александр Щипков.