21 сентября, 2017
RSSПечать
Общественники представили альтернативы изменений в семейное законодательство
Вопросы защиты прав детей и пути укрепления семейных ценностей стали предметом активной дискуссии в ОП РФ

Как гарантировать права детей и при этом сохранить кровную семью? Как поддерживать социально незащищенную семью и препятствовать случаям незаконных изъятий детей? Эти и другие вопросы рассмотрели за круглым столом «О внесении изменений в семейное законодательство в связи с поручением Президента Российской Федерации от 5.08.2017 Пр-1526», который состоялся 12 сентября. Ранее мы рассказали о части выступлений и предложений, прозвучавших на круглом столе. Представляем вашему вниманию продолжение.
Адвокат из Санкт-Петербурга Владислав Нечунаев считает, что все основания для разлучения ребенка с родителями должны быть четко прописаны в Семейном кодексе, а образовательные, медицинские и социальные учреждения лишены выявительных функций.
Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» доложила о результатах мониторинга законодательства и правоприменительной практики, проведенного организацией в связи с первым поручением Президента — «проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью».
Председатель РВС Мария Мамиконян представила обширный «Итоговый альтернативный доклад» по его результатам, в котором приведены яркие и типичные случаи вмешательства в семью, проведена систематизация явлений, которые обнаруживаются за такими случаями, сформулированы выводы о причинах такой практики.
Другой представитель РВС Александр Коваленин рассказал о «структуре беззакония» — разного рода причинах нарушения закона в правоприменительной практике. Он представил «Законопроектную программу РВС» — пакет законопроектов, которые организация считает первоочередными. Каждый из них закрывает различные «лазейки» для манипуляций нормами права, а также укрепляет плохо защищенные в законодательстве конкретные традиционные ценности. Среди них — само понятие семьи, с которым стали смешивать договорные и вообще возмездные формы устройства детей, что извратило смысл «права на жизнь в семье».
Руководитель совета Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге Андрей Цыганов предложил усилить ответственность за проникновение в жилище, ввести в процесс осмотра жилища обязательную видеофиксацию и понятых, в органах МВД создать спецподразделения по борьбе со злоупотреблениями социальных служб и НКО.
О том, что нужно обсуждать не только недостатки законодательства, высказалась Александра Марова. Она предложила обсуждать корни проблемы, выразив уверенность, что все хотят одного и того же и потому могут договориться. Но главным она считает разговор о ценностях. Также она отметила, что на сотрудников органов опеки оказывается давление, из-за которого они боятся не отобрать ребенка. В законодательстве она предложила отразить наличие разных категорий семей по оказанию им социальной поддержки — одни могут получать социальные услуги только добровольно, с другими надо иначе, и призвала убрать региональные различия в составе и объеме социальных услуг.
Представитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Екатерина Чистякова выступила с докладом на тему защиты семьи от неправомерного вмешательства, в котором выразила озабоченность Русской православной церкви проблемой широкого вмешательства в семейную жизнь и, в частности, многочисленностью случаев незаконного или необоснованного отобрания детей у родителей. Она также подчеркнула, что эксперты Патриаршей комиссии давно предложили комплексные меры, необходимые для исправления сложившейся ситуации в сфере защиты семьи, включающие практические решения и законодательные изменения, и не раз эти позиции доводили до органов государственной власти и до законодателей.
О беззащитности в суде родителей, у которых отнимают детей, заявила юрист из Нижнего Новгорода Альбина Волкова, помощник члена ОП РФ Людмилы Виноградовой.
«Уличному грабителю положен адвокат. Родителям, у которых отбирают ребенка, не положено ничего, в суде они остаются один на один с целой системой межведомственного взаимодействия, которая может изготовить любые документы задним числом», — подчеркнула она.