RSS Eng

12 июля, 2017

RSS

Печать

ОП РФ подключится к формированию обзоров развития легкой промышленности в РФ и за рубежом

Об этом заявил Андрей Разбродин на совещании в ТПП с участием крупнейших компаний-производителей легпрома и ведущих торговых сетей системы nonfood

ОП РФ подключится к формированию обзоров развития легкой промышленности в РФ и за рубежом

Доступность торговых сетей для российских производителей домашнего текстиля и других товаров легпрома, ориентация первых на расширение ассортимента этой продукции, уточнение критериев для предоставления преференций отечественным товаропроизводителям — эти и ряд других вопросов обсудили участники прошедшего 11 июля в Торгово-промышленной палате РФ совместного совещания «Российский домашний текстиль в торговых сетях. Проблемы и перспективы». Обсуждение состоялось в рамках подготовки предстоящего в конце августа правительственного совещания с участием Президента РФ Владимира Путина по вопросам развития отечественной легкой промышленности.

Союзлегпрому поручено подготовить для рассмотрения конкретные предложения, в том числе по данной проблематике.

Немного забегая вперед, отметим, что, как отмечали представители ритейла, «сводная» позиция этого сегмента рынка сводится к тому, что товарный ассортимент в сетях диктуется спросом и, соответственно, потребителем. Потому меры по регулированию сетевого ассортимента будут искажать конкуренцию и де-факто «навязывать» предложение.

Как отметил в своем выступлении президент Союзлегпрома, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Андрей Разбродин, «цепочка производителей легкой промышленности и ритейла должна быть единой, взаимоувязанной и опираться на совместное комплексное развитие. Тем временем, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности — первый из профильных союзов непродовольственных отраслей — подписал с сетями „Кодекс добросовестных практик“, нацеленный на решение упомянутых задач».

Однако, по мнению Разбродина, в плане развития партнерства сетей с отечественными товаропроизводителями, «сохраняются существенные диспропорции в сфере торговых преференций для продовольственных и непродовольственных товаров — подчеркну, в пользу первых. Это обусловлено, прежде всего, действием в РФ эмбарго в отношении продовольствия из стран Запада и, параллельно, стимулированием со стороны государства продовольственного импортозамещения. Но эти диспропорции тормозят насыщение сетей товарами российского легпрома».

Более активное, причем прямое взаимодействие предприятий и сетей — в поле зрения Общественной палаты РФ. По этой проблематике в рамках ОП РФ уже функционирует «горячая линия». Этими вопросами озадачена и вновь образованная Комиссия Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка.

Замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легпрома и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Ирина Иванова в своем выступлении отметила возрастающее влияние фактора перепроизводства многих видов продукции легкой промышленности. Это, оставаясь общемировой тенденцией, характерно и для сектора домашнего текстиля. А в такой ситуации «растет конкуренция за потребителя, причем приоритетными конкурентными факторами становятся вопросы ценообразования и условия поставок продукции». При этом Иванова подчеркнула все более важную роль Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в продвижении российской текстильной продукции широкого ассортимента, отметив быстрорастущую долю российского домашнего текстиля в торговых сетях: ныне она достигает минимум 60%.

Между тем, по мнению Ирины Ивановой и других участников совещания, пока не преодолен информационный вакуум во взаимоотношениях отечественных производителей и ритейла. Этот фактор существенно затрудняет расширение сетевого ассортимента практически всех товаров российского легпрома. Что, в свою очередь, диссонирует с поручением Президента об увеличении в сетях доли отечественной продукции.

Замдиректора АКОРТ Владимир Ионкин отметил настроенность ритейла на конструктивный диалог с производителями. В то же время, по оценке Ионкина, «именно покупатель диктует спрос и, стало быть, предложение. Потому не все в ассортиментном „наполнении“ сетей зависит непосредственно от них». Но одновременно проявляется тенденция «заурегулированности» этих вопросов, что проистекает из недавних поправок в федеральный закон «О торговле», усиливающих госрегулирование в сфере ритейла. Эти тренды могут негативно сказываться на товарной конкуренции, сужая ее масштабы«. Тому же косвенно может способствовать «предстоящее очередное реформирование контрольно-надзорной системы на потребительском рынке».

Борис Юдин, глава Комиссии Союзлегпрома по применению Кодекса добросовестных практик, гендиректор ООО «Торговый Дом ДАРГЕЗ», в своем выступлении заострил внимание на правовых и экономических вопросах продвижения отечественной продукции. По его оценке, «сетевая торговля, в сравнении с легпромом, — впереди по темпам развития и диверсификации. Такая диспропорция негативно сказывается и в сфере товарного импортозамещения».

Гендиректор ОАО «Шуйские ситцы» (Ивановская область), глава комитета Союзлегпрома по домашнему текстилю Анна Богаделина подчеркнула, что для успешного продвижения в сети товаров российского легпрома «требуется, прежде всего, максимальное соответствии цены и качества. А сетям целесообразно формировать подробные технические задания для поставщиков домашнего текстиля и других продуктов отрасли. В этой связи требуется радикально улучшить информационное взаимодействие производителей с ритейлом. Актуальным остается также усиление ответственности производителей и поставщиков перед сетями, особенно по качественным параметрам продукции, отраженным в соответствующих договорах».

Представители ритейла были, в буквальном смысле, немногословны на состоявшемся обсуждении. Главный, если не единственный их «посыл» состоял в том, что планы регулировать товарный ассортимент сетей с акцентом на российскую продукцию, вкупе с «эталонными» договорами и их условиями, вредят конкуренции. Ибо стержневой фактор ассортимент — реальный платежеспособный спрос потребителей. Тем более в контексте растущего перепроизводства текстильной продукции в общемировом и российском легпроме.

Подводя итоги обсуждения, Андрей Разбродин обратил внимание и на такой фактор, как формирование подробных обзоров развития отрасли в РФ и за рубежом. Нередко эти обзоры, тиражируемые в стране, «скалькированы» с зарубежных и потому «слабо приспособлены к информационно-аналитическим запросам российских производителей, поставщиков, ритейлеров, да и потребителей товаров легпрома». Отраслевые/межотраслевые обзоры должны быть адаптированы к российской аудитории, как и к особенностям внутреннего текстильного рынка.

Эта работа «должна быть комплексной, системной». К ней, как отметил Разбродин и другие участники совещания, нужно подключить ТПП РФ и Общественную палату.

Отметил глава Союзлегпрома и проблематику договоров с ритейлом.

«Если обратиться к примеру Западной Европы, там объем типовых договоров — максимум 3 страницы. Но в них предельно четко прописаны конкретные производители, поставщики, условия по ценам, качеству, графику поставок продукции. Условия эти не подлежат каким-либо корректировкам без веских форс-мажорных причин, а несоблюдение договорных условий влечет за собой сверхжесткие штрафные и другие санкции», — уточнил Андрей Разбродин.

Что же касается уровня импортозамещения на внутриотраслевом рынке, то, по мнению Разбродина, оптимальным можно считать, как показывает практика многих стран, уровень примерно в 35%. Причем эта планка «не может быть статичной, с учетом трендов спроса-предложения и реальных возможностей по импортозамещению в текстильном ассортименте».

По итогам совещания участниками выдвинуто предложение провести следующее обсуждение вопросов взаимодействия отрасли с ритейлом на площадке и с активным участием Минпромторга РФ.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться