RSS Eng

17 мая, 2017

RSS

Печать

Сергей Чернин: «Волга почти на всем протяжении от Твери до Астрахани — водоем качественного истощения»

Член ОП РФ рассказал об основных проблемах Волжского бассейна в рамках форума «Великие реки» в Нижнем Новгороде

Сергей Чернин: «Волга почти на всем протяжении от Твери до Астрахани — водоем качественного истощения»

16 мая в Нижнем Новгороде открылся 19-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки (экологическая, гидрометеорологическая, энергетическая безопасность)».

Мероприятие проходит под эгидой Года экологии в РФ, Года особо охраняемых природных территорий, Международного года устойчивого развития туризма, объявленного ООН, а также 200-летия Нижегородской ярмарки, придавшей мощный импульс развитию науки, промышленности и торговли в России.

В рамках мероприятия с докладом выступил председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин, который рассказал об антропогенных факторах, приводящих к существенному загрязнению бассейна реки Волга и вызывающих серьезный общественный резонанс.

«По данным экспертов, нагрузка на водные ресурсы Волги в восемь раз выше, чем нагрузка на водные ресурсы в среднем по России. Это неизменно сказывается на экологическом состоянии реки. На протяжении последних нескольких лет на бассейн Волги приходилось около 40% количества случаев высокого и экстремально высокого загрязнения вод. Среднегодовая токсическая нагрузка на экосистемы реки и ее притоков в 5 раз превосходит среднегодовую токсическую нагрузку на водные экосистемы других регионов России. В результате Волга почти на всем протяжении от Твери до Астрахани — водоем качественного истощения», — отметил Сергей Чернин.

По оценкам экспертов, самоочищаемость Волги, вода которой еще в 50-е годы прошлого столетия считалась питьевой, снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом.

«На территории Волжского бассейна сконцентрировано около 45% промышленного производства страны, производится примерно 50% сельскохозяйственной продукции. И если посмотреть внимательно, основное количество загрязнителей представлены предприятиями ЖКХ (водоканалы), либо организациями, эксплуатирующими очистные сооружения. Ежегодные результаты проверок показывают, что большинство очистных сооружений, эксплуатируемых на сегодняшний день, морально изношены, не очищают сбросы до установленных нормативов. То есть говорить об эффективной работе очистных сооружений не приходится. Росприроднадзор и региональные природоохранные ведомства привлекают к ответственности такие организации, выдают предписания об устранении нарушений. Но в отсутствии финансирования инфраструктура не меняется, и загрязнение водного объекта продолжается», — рассказал Сергей Чернин.

Значительное количество объектов накопленного экологического вреда от прошлой хозяйственной деятельности находится на территории Волжского бассейна. В первую очередь речь идет о Нижнем Новгороде, Дзержинске, Балахнинском и Богородском районе Нижегородской области, Самарской, Кировской и Ярославской областях.

«С принятием 254-ФЗ закона в прошлом году должна была начаться активная работа по постановке объектов накопленного экологического вреда на учет и дальнейшая их ликвидация. Но для этого необходимо уже сейчас предусматривать соответствующее финансирование для этих сложных работ, принимая во внимание специфику размещенных опасных отходов, обладающих в том числе, токсическими свойствами», — подчеркнул член ОП РФ.

Бассейн Волги, по имеющимся данным, загрязняют около 2,4 тысячи затонувших и брошенных плавсредств, в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых судов. Наиболее критическая ситуация, по данным экспертов, сложилась в Астрахани — там находится порядка 800 таких судов. Они представляют реальную опасность для экологии Волги и ее притоков, поскольку содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Некоторые суда затонули с остатками грузов — зачастую это ядохимикаты, которые со временем вымываются и попадают в воду. Однако подъем затонувших объектов по закону должен осуществлять именно собственник. Процедура по установлению собственника такого объекта крайне сложна.

По словам Сергея Чернина, администрация бассейна внутренних водных путей вправе принять меры по подъему плавсредства только после проведения данной процедуры и то, если оно брошено в границах внутренних водных путей и мешает судоходству. Действующим законодательством не урегулирован вопрос: что делать с теми останками судна, которые расположены за границей внутренних водных путей. В настоящее время вопрос решается только в судебном порядке, и на это уходит длительное время.

Еще одной проблемой является нарушение режима использования земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны Волги.

«В настоящее время в реке находятся тонны химических веществ, многие из которых токсичны. Донные и взвешенные наносы, поступающие с бассейна и ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, сейчас на 90% задерживаются в водохранилищах и откладываются на дне, загрязняя воду и теряясь безвозвратно. Туда же идут и те 300 миллионов тонн земли, которые ежегодно обрушивается с берегов в волжскую воду», — озвучил статистику Сергей Чернин.

По мнению члена ОП РФ, одним из возможных путей решения указанных проблем может стать установление порядка согласования возможности осуществления деятельности в границах водоохранной зоны еще на стадии выделения земельного участка, ужесточение ответственности должностных лиц, принимающих решения о предоставлении земельных участков.

Сергей Чернин также обозначил основные рекомендуемые мероприятия по охране бассейна реки Волга и улучшению ее качества, среди них: строительство и модернизация очистных сооружений, в том числе в малонаселенных пунктах, ликвидация накопленного экологического вреда от прошлой хозяйственной деятельности, реабилитация притоков Волги, реконструкция и оптимизация режимов работы водохранилищ и иных многочисленных гидротехнических сооружений, снижение воздействия на водные объекты со стороны сельскохозяйственных предприятий, организация системы сбора, обезвреживания и утилизации отходов, образующихся на судах, берегоукрепление, подъем затонувших бесхозяйных плавсредств и совершенствование водного законодательства.

«Комиссия Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды поддерживает инициативу Правительства РФ по решению важнейших проблем обеспечения экологической безопасности территорий Волжского бассейна в рамках комплексной работы над приоритетным проектом. Принятие приоритетного проекта и его реализация, направленные на предотвращение загрязнения бассейна Волги, увеличение ее ресурсного потенциала и биоразнообразия, а также на улучшение качества вод и прилегающих территорий является основой обеспечения экономической и экологической безопасности нашей страны», — заключил Сергей Чернин.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться