28 февраля, 2017
RSSПечать
Владимир Слепак попросил Генпрокуратуру обосновать наличие платных медуслуг в госучреждениях
Общественники потребовали признать платные медицинские услуги кабальными сделками

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак совместно с президентом «Лиги защитников пациентов» Александром Саверским направили обращение Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, в котором указывается на рост доли платных медицинских услуг в госсекторе. По их словам, это подтверждают и официальные данные контрольных мероприятий, и общественные институты.
По мнению общественников, медицинская помощь не должна быть сферой рыночного регулирования, ведь пациент не обладает автономией воли для совершения сделки, так как априори находится в уязвимом положении.
«Есть зависимость пациента от другой стороны „сделки“, которая имеет специальные познания и возможности. Поэтому все договоры о платных услугах в медицине могут быть признаны кабальными сделками», — уверяет Александр Саверский.
Он также указывает на невозможность требовать возврата уплаченных пациентами средств.
«Значительное число вмешательств в здравоохранении не имеет желаемого результата, то есть того, за что было заплачено. Тогда за этим должно следовать возмещение убытков потребителю, но этого не происходит», — считает общественник.
Как подчеркивается в обращении, сейчас в связи с отсутствием ясного понимания, что именно входит в программу госгарантий, врачам легко убеждать пациентов заплатить за конкретные услуги и получить помощь быстрее и качественнее. При этом появление в нормативно-правовом поле понятия «дополнительные услуги к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи», по их оценкам, является манипуляцией.
«Медицинские услуги не могут быть дополнительными по своей природе, поскольку нельзя вылечить дополнительно аппендицит, пневмонию и прочее», — отмечают авторы инициативы.
Авторы послания просят прокуратуру дать оценку правовым основаниям оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Тем более что не существует нормы федерального законодательства, разрешающей ГУЗ и МУЗ оказывать платную медицинскую помощь или услуги. При этом они обращают внимание на то, что платные медуслуги не могут замещать помощь, поскольку это приводило бы к нарушению конституционного права, согласно которому помощь должна быть достаточна, иначе ее нельзя считать помощью. Однако ФЗ № 323 сделал понятия «помощь» и «услуга» практически взаимозаменяемыми. Но так как в конституционной норме речь идет именно о медицинской помощи, на сервисные услуги эта норма не распространяется.
«Возможно, Правительство РФ должно утвердить перечень бесплатных сервисных услуг при оказании бесплатной медицинской помощи», — считают авторы письма.