RSS Eng

28 февраля, 2017

RSS

Печать

Общественники предлагают увеличить число вузов, куда могут поступать абитуриенты с ограниченными возможностями

Результаты мониторинга доступности высшего образования для инвалидов эксперты и члены ОП РФ представили в «Парламентской газете»

Общественники предлагают увеличить число вузов, куда могут поступать абитуриенты с ограниченными возможностями

В пресс-центре «Парламентской газеты» прошли слушания по результатам всероссийского комплексного мониторинга доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который был проведен исследовательским центром «Особое мнение» совместно с Общественной палатой РФ.

Мониторинг охватил 8 федеральных округов РФ, 51 субъект РФ, 169 вузов (75 вузов подведомственны Министерству образования и науки РФ, 48 — Министерству культуры РФ, 46 — Министерству здравоохранения РФ).

Член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директор АНО «НИЦ «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева представила результаты исследования и отметила факторы, влияющие на низкий показатель по поступлениям инвалидов. Она обратила внимание, что в 2015-2016 гг. принято в высшие учебные заведения около 6 тысяч студентов-инвалидов, а выпустились лишь чуть более 4 тысяч специалистов.

«По результатам проведенного исследования были выявлены факторы, осложняющие поступление инвалидов и лиц с ОВЗ в вузы: сложности с поиском и получением необходимой для поступления информации; трудности по дороге в вуз, в первую очередь у маломобильных и слепых; отсутствие в вузах выделенных специалистов по взаимодействию с инвалидами; неразвитая доступная среда внутри вуза; слабая информированность сотрудников приемных комиссий об условиях поступления и обучения инвалидов», — рассказала Екатерина Курбангалеева.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ Владимир Слепак предложил, чтобы помимо социального такси для инвалидов предоставлялся транспорт преподавателям, сотрудникам центров занятости и т.д., чтобы они могли сами приезжать на дом к инвалиду для получения зачета, оформления документов или консультирования.

«Мне кажется, сегодня происходит дискриминация людей, поступающих в вузы и трудоустраивающихся. Где соблюдение прав человека, когда он может поступить только в 1 вуз по 1 специальности?! По опыту работы нашей комиссии могу рассказать: к нам обратился человек, который 7 лет стоял на учете в центре занятости и никак не мог получить работу, имея при этом образование и навыки управления транспортным средством. Мы обратились к губернатору региона с открытым письмом, в котором озвучили проблему, в результате мужчина в короткие сроки получил работу. Необходимо понимать, что мы не имеем права ограничивать инвалидов в получении образования и работы, мы должны создавать доступную среду, всеми силами помогать адаптировать и социализироваться людям с ограниченными возможностями в обществе», — считает Владимир Слепак.

Общественник также предложил предоставлять государственные гарантии детям, которые выполняют обязанности тьютора по отношению к другому ребенку-инвалиду. Т.е. ему будут выплачиваться денежные средства, также он будет помогать социализироваться ребенку-инвалиду и вырабатывать внутри себя чувства сопереживания и взаимного уважения к детям с ограниченными возможностями.

Обсуждая проблемы поступления, отмечается: чтобы поступить в вуз, абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен предоставить пять справок и индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), которая сегодня предоставляется инвалидам в единственном экземпляре. Эта ситуация мешает инвалидам подавать заявления в разные вузы, подчеркивает Екатерина Курбангалеева.

«Чтобы поступить в вуз, инвалид должен предоставить 5 справок и ИПРА, которую получают в течение нескольких месяцев. Ее выдают в единственном экземпляре, из-за чего абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут поступать только в один вуз и на одну специальность, в отличие от абитуриентов с нормой по здоровью. Мы предлагаем — и Министерство образования поддерживает эту инициативу — увеличить число вузов для поступления граждан с ОВЗ, для чего нужно выдавать дубликаты или нотариально заверенные копии ИПРА», — предложила Курбангалеева.

«Необходима социализация и после получения профессии, а также консультирование и профориентация для того, чтобы получение высшего образования не приводило к невозможности трудоустроиться по выбранной специальности в дальнейшем. Сегодня есть законопроект по персонифицированному финансированию образования, пока он только обсуждается, но он очень перспективный. В регионах имеются и позитивные практики, например, в рамках региональной программы местного муниципалитета в Томске ребят подвозят в течение всего периода обучения до образовательного учреждения.

Одна из проблем, которая сегодня наблюдается, это межведомственная разобщенность в данном вопросе. В качестве примера можно рассказать, что в одной из школ с инклюзивным образованием сделали бегущие строки для слабовидящих детей, в результате отметилось, что это может вызывать приступы эпилепсии среди тех, кто к этому расположен. Поэтому важно не просто внедрять какие-либо инструментарии по адаптации и доступности образования для детей-инвалидов, но и проверять их влияние на другие группы граждан. Также важно говорить, что эти дети не слабее и не менее способны, чем здоровые ребята, а возможно, даже более перспективны. Надо развивать навыки взаимного уважения и создавать «карты возможностей», — считает депутат Государственной Думы Любовь Духанина.

«Сегодня существуют барьеры между нашими министерствами, которые препятствуют поступлению в вузы людям с ограниченными возможностями. Необходимо повернуть мнение об инвалидах на 180 градусов, то есть мы видим в инвалиде, что чего-то не хватает, а надо видеть тот позитив, который эти люди дают. Это исследование касается не только студентов и абитуриентов, но и преподавателей, и сотрудников образовательных учреждений, и предоставления рабочих мест для создания доступной среды. Необходимо обеспечивать допуск к образованию, качественные рабочие места с достойной заработной платой, соответствующей рынку по региону», — сказал научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.

Участники рассказали о таких возможностях, как дистанционное обучение. Однако отмечается, что получившие образование удаленно менее способны интегрироваться и трудоустраиваться в дальнейшем. Поэтому важно развивать получение именно очного обучения, в стенах вуза.

Член ОП РФ Ляйла Амерханова сообщила о большом числе людей-инвалидов в Ингушетии и необходимости проведения такого рода мониторинга в этом регионе.

«Я все сделаю, чтобы этот мониторинг провести в Ингушетии. У нас много инвалидов, и есть организации, куда входят инвалиды. Я думаю, многие, если не все, будут заинтересованы в проведении этого мониторинга в нашем регионе. Мне кажется, важно, имея много инвалидов, предоставлять им возможность обучаться и получать высшее образование по интересующей их специальности», — считает общественница.

Подводя итоги встречи, участники выявили множество проблемных сфер в обеспечении доступной среды в высших учебных заведениях — от нехватки кадров до отсутствия специальной техники. Опираясь на сформулированные в исследовании выводы, общественники и эксперты выступили с рядом инициатив по изменению действующих нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В частности: уйти от ограничения для инвалидов «один вуз — одна специальность», отказаться от практики указания в ИПРА конкретного вуза и/или специальности.

Кроме того, представляется целесообразным расширить функционал ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), дополнив его инженерно-технической и кадровой составляющей, а также внедрить единый стандарт раздела сайта вуза, посвященного обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

Данные предложения будут направлены в Правительство РФ, Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов, в Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и другие профильные министерства и ведомства.

Также по итогам мониторинга был представлен интегральный рейтинг вузов по уровню доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Первое место занял Московский государственный гуманитарно-экономический университет, второе — МГТУ им. Н.Э. Баумана, а третье — Дагестанская государственная медицинская академия.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • Комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (Скачать — 2.08 мБ)

Теги: Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Владимир Слепак, Социальные вопросы, Ляйла Амерханова, Екатерина Курбангалеева

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться