RSS Eng

22 февраля, 2017

RSS

Печать

ОП РФ представила итоги всероссийского антирейтинга регионов по уровню закредитованности населения

В соответствии с данными лидерами стали Бурятия, Сахалинская область, ХМАО и Красноярский край

ОП РФ представила итоги всероссийского антирейтинга регионов по уровню закредитованности населения

По инициативе члена Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Леонида Шафирова эксперты составили всероссийский антирейтинг регионов по уровню высокорисковой закредитованности населения.

Бурятия, Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра возглавили антирейтинг субъектов РФ по уровню закредитованности населения.

В основе рейтинга легли расчеты долей взрослых жителей регионов с накопленными долгами по кредитам и займам, начиная от 500 тысяч рублей, и допустивших просрочку более 90 дней. Количество таких граждан в стране — почти 680 тысяч человек. При этом, по причине отсутствия открытых данных, в расчетах не были учтены данные о некредитных долгах граждан. Данные для расчета антирейтинга предоставило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

Антирейтинг был рассмотрен на заседании круглого стола «Закредитованность жителей Ростовской области: оценки и риски для социально-экономического развития региона» в городе Ростове-на-Дону.

Мероприятие стало продолжением общественного обсуждения двух проектов федеральных законов, которые стали предметом «нулевого чтения» в ОП РФ: проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (по вопросу об обращении взыскания на единственное жилье), проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан).

Участники встречи отметили, что любая законодательная инициатива должна основываться на анализе последствий нововведения, учитывать региональные особенности. Однако в настоящее время отсутствует доступная статистическая информация о гражданах, у которых долги на совокупную сумму от 50 до 900 тысяч рублей просрочены в течение длительного периода времени. Следовательно, нет возможности прогнозировать последствия реализации законодательной инициативы Минэкономразвития РФ не только в разрезе муниципальных районов, городских округов, регионов, но и по стране в целом. По мнению участников дискуссии, Центробанк должен сделать общедоступными эти данные о количестве высокозакредитованных граждан, о размерах их долгов.

Информация о количестве и доле жителей города, района, региона, которые имеют просроченные долги на сумму 50 тысяч рублей и более, необходима для анализа причин высокого уровня закредитованности, рисков кредиторов, прогнозирования нагрузки на судебную и нотариальную систему в случае увеличения количества процедур банкротств физических лиц.

Леонид Шафиров отметил необходимость вовлечения органов местного самоуправления, гражданских активистов, социально-ответственных организаций финансового сектора, образовательных организаций, НКО в мероприятия по профилактике банкротства граждан и в исследования положения бюджетов домохозяйств.

Общественник оценивает как недопустимую ситуацию, когда отсутствует у власти и у экспертного сообщества понимание структуры доходов и расходов российских домохозяйств в разрезе территорий их проживания, уровня имущественной и финансовой обеспеченности.

Не меньшую озабоченность вызвали у участников обсуждения нормы законопроектов о возможности обращении взыскания для погашения долгов на единственное «роскошное» жилье должника.

Участники обсуждения отметили необходимость предварительной оценки последствий применения данного закона в условиях имеющихся ошибок в кадастровой стоимости жилья. По мнению экспертов, необходимо прогнозировать последствия снятия иммунитета обращения взыскания на единственное жилье для высокозакредитованных краткосрочными кредитами жителей малых территорий, где просроченных долгов — много, а рыночная стоимость жилья — незначительная. При этом площадь такого жилья может быть большой в связи с проживанием людей сложными семьями, в связи с ведением личных подсобных хозяйств.

Леонид Шафиров считает необходимым рассмотрение законопроекта с учетом оценки наличия социального жилья и маневренного фонда жилья в муниципальных районах и городских округах. Особое внимание эксперты уделили необходимости защиты прав несовершеннолетних при обращении взыскания на единственное «роскошное» жилье родителей-должников.

По мнению участников заседания, к работе по анализу последствия принятия законов, по последующей их реализации также должны быть привлечены многофункциональные центры оказания государственных (муниципальных) услуг. В связи с тем, что Ростовская область является одним из лидеров по развитию МФЦ, в этом регионе целесообразно реализовать соответствующий пилотный проект.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Леонид Шафиров

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться