25 января, 2017
RSSПечать
При ОП РФ предложили создать рабочую группу, которая займется разработкой механизмов профилактики семейного насилия
По итогам обсуждения декриминализации семейных побоев

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Декриминализация побоев: за или против».
Сегодня Госдума приняла во втором чтении законопроект о декриминализации побоев в отношении близких лиц, который эксперты считают противоречивым. Он квалифицирует такое преступление не как уголовное, а как административное правонарушение, но только если такой проступок совершен впервые. Ранее, в июле 2016 года побои были декриминализованы, однако в отношении родственников оставались уголовным преступлением, что ставило их в неравную правовую позицию.
Председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков отметил, что тема широко обсуждается в обществе: «Мы с вами также должны обсудить тему декриминализации в целом, а также тему бытового насилия. Мнения внутри Палаты разделились, и дискуссия должна получиться интересной. Нам нужно выработать единую позицию».
Член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова прежде всего отметила, что если говорить о работе полиции, то участковые, как закон ни менять, лучше работать не станут, то есть на первичном моменте избиения членов семьи для них ничего не изменится. Она напомнила также, что правовая коллизия касается в принципе того, что близкие лица выделены в отдельную позицию: «Крайне важно разобраться с терминами и трактовкой, именно это мы постараемся отразить в предложениях Общественной палаты РФ».
Член ОП РФ Людмила Виноградова отметила: «Стоит признать, что семейное насилие существует. Но террор домашних тиранов — это не разовые случаи, а систематические избиения. Поэтому такая категория граждан фактически не относится к обсуждаемой 116-й статье. В то же время воспитательные меры, например, никто не отменял, надо учитывать обе чаши весов».
Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин считает, что: «пора отказаться от идеи, что хорошие законы могут поправить общественные проблемы. Если мы хотим их решать, нам нужно обращаться к процедурам. Не сработали участковые, органы опеки изъяли детей, еще какие-то процедуры совершены неверно — вот на этом уровне нужно работать».
Член ОП РФ, адвокат Владимир Винницкий напомнил, что законы не должны приниматься под влиянием эмоций и всплесков общественного негодования. «Если же говорить о более тяжких преступлениях, которые являются естественным продолжением побоев, о которых мы сегодня говорим, это требует отдельного законодательства. Декриминализация оправдана, и я надеюсь, что она произойдет», — подытожил общественник.
Адвокат Сталина Гуревич также высказалась за, но подчеркнула, что «не в том виде», в котором существует сегодня законопроект: «Предлагается в административном порядке решать этот вопрос, если это впервые, но какие санкции предусмотрены? В том числе в виде штрафа — значит, женщина будет, например, платить из своего кармана за ударившего ее мужа, ведь, скорее всего, он асоциален и не работает. Предлагаю исключить эту позицию из статьи, пусть это будут исправительные работы, например».
Антон Цветков согласился, что штраф — неверная мера, а вот административный арест на 15 суток поможет женщине избежать повторного нападения от супруга, которого задержали и тут же выпустили, согласно текущему законодательству. «Конечно, арест на 15 суток имеет смысл, только если с агрессором будут в это время работать, перевоспитывать, заставлять заниматься исправительными работами», — подчеркнул председатель комиссии.
В свою очередь, правозащитница Алена Попова, работающая с жертвами бытового насилия, отметила, что пострадавшие женщины никогда не идут «ни в какие суды»: «40% преступлений совершается в семье, именно от близких нужно защищать. Пока агрессор понимает, что ему ничего серьезного не грозит, он повторяет побои, которые становятся системными».
Член ОП РФ Георгий Федоров напомнил, что Конституция запрещает насилие: «Я абсолютно и бесповоротно всегда буду поддерживать людей, выступающих против декриминализации побоев. Я за неотвратимость наказания. Если побои будут декриминализированы, это вызовет волну насилия. Наша страна идет огромными шагами в Средневековье. Нужно это остановить».
Подполковник полиции, старший инспектор по особым поручениям Управления организации охраны правопорядка в жилом секторе и деятельности по исполнению административного законодательства ГУОООП МВД России Оксана Маркелова сообщила, что после вступления изменений летом 2016 года особых изменений не произошло. Она напомнила: «Мы как правоприменители несем строгую ответственность за соблюдение закона, и наша задача — принять меры, профилактировать более тяжкие преступления». Она также добавила, что МВД законопроект не поддержало.
Представитель прокуратуры Наталья Коваль также высказалась о том, что ведомством законопроект не поддерживается, так как его принятие вызовет всплеск насилия.
Правозащитница Мария Арбатова отметила, прежде всего, что считает неприемлемым для России принятие закона о декриминализации, потому что он «делает самые незащищенные категории еще более незащищенными».
«На выходе» у этого закона будут погибшие женщины и старики, что будет с детьми — можно предположить тоже. Считаю закон совершенно фашистским. Никакое зло нельзя замаскировать добром", — подчеркнула эксперт.
Директор Кризисного центра помощи женщинам и детям Наталья Завьялова рассказала, что в прошлом году в центр обратились 13 тысяч женщин за защитой и проживанием. Она отметила и негативные, и позитивные стороны обсуждаемого законопроекта, а также подчеркнула, что в первую очередь нужно говорить не о нем, а о принятии закона о профилактике семейного и бытового насилия.
По итогам обсуждения было предложено создать рабочую группу из экспертов, которые смогут прописать механизмы профилактики семейного насилия и реагирования профильных органов на уже произошедшие случаи домашнего насилия.
В окончательном чтении законопроект планируется рассмотреть на заседании Госдумы уже 27 января. Антон Цветков пригласил всех присутствующих войти в рабочую группу по формированию экспертных предложений.