14 ноября, 2016
RSSПечать
В Общественной палате РФ почтили память Льва Выготского
Роман Дощинский отметил особую актуальность трудов знаменитого психолога в современном мире

Лев Выготский — гордость документальной и прикладной науки. Но, к сожалению, зачастую его труды неправильно истолковываются, искажаются, что уничтожает имя ученого. Труды классика сегодня переживают скорее третье рождение. При жизни он не был признан, но вскоре последовали шестидесятые оттепельные, а затем перестроечные. И вот в 2010-м мы вводим новые федеральные образовательные стандарты, принципом которых является системно-деятельный подход. Создателем такого подхода стал именно Лев Выготский. Поэтому так важно сейчас не вырывать из контекста его текст, относиться к нему с глубоким уважением. Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик», проходящие в Общественной палате РФ — это очень значимая площадка, способная разъединить две вещи: науку и лженауку.
Несмотря на то, что работам Льва Выготского уже около века, они не утратили своей актуальности. Культурно-историческая концепция привлекает все большее внимание ученых-психологов по всему миру. Без сомнений, можно говорить о существовании не только этого подхода, но и целой научной школы в психологии. Сегодня идеи Выготского живут и развиваются в работах уже второго и третьего поколения его учеников и последователей. Культурно-исторический подход не только не утратил своей жизненной силы, но все время подпитывается свежими идеями и находками, находит свое выражение в новых практиках, направлениях и областях в современной психологии.
Представитель Совета Федерации Юрий Липатов отметил, что многие последователи Льва Выготского трудятся сейчас в образовательных учреждениях, он воспитал многие поколения настоящих профессионалов. Именно им была дана та модель образования, которая сейчас воспринимается как развивающая.
Член Общественной палаты РФ Роман Дощинский призвал к бережному отношению к словам великого ученого: «Выготский стоял у истоков развития психолого-педагогической науки, в наше время это гуманизация и гуманитаризация образования. Это и педагогическая психология, и педология, и педагогика воспитания, и коррекционное воспитание. Но ни в коем случае нельзя искажать учения Льва Выготского в угоду своих узких взглядов, концепций и тем более политических убеждений. Тогда мы становимся подобным тем, кто в свое время извращал педологию и, как следствие, клеймил позором ее авторов.
Учение Выготского целостное, в основе его лежит культурно-историческая методология, которая вбирает в себя, с одной стороны, понимание того, что личность связана со средой, взаимодействует со средой. С другой стороны, культурно-историческая методология предполагает, что личность способна оказывать влияние на действительность и создавать культуру. Именно такой синтетический подход стал основой создания знаменитой единой трудовой школы».
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям