03 октября, 2016
RSSПечать
Наталья Грамолина: «Сила России только в исконном деревенском укладе с его традиционными ценностями»
Член ОП РФ делится своими воспоминаниями о деревне в рамках акции #АгроМания

Член ОП РФ Наталья Грамолина делится своими воспоминаниями о деревне в рамках акции #АгроМания:
«Родилась я в Москве, будучи по отцовской линии коренной москвичкой (семь поколений жили в Москве у Рогожской заставы, были староверами).
На лето с бабкой Клавдией Леонтьевной непременно отправляли на дачу всех внуков. Родители приезжали на воскресенье или в отпуск, по очереди.
Первая деревня, которую я помню, называлась Рыбаки, находилась недалеко от ст. Озерецкая на берегу озера Круглое. Напротив была другая деревня — Агафониха, которую на лето снимал для отдыха хор Пятницкого.
В Рыбаках было большое стадо, и запах возвращающихся с выпаса коров вспоминаю до сих пор.
Наверное, это самый прекрасный, самый мирный запах на свете: молока, коровьего пота, навоза и пыли. Кстати, та деревенская пыль с дорог совсем исчезла. А была она серо-шоколадного цвета и на ощупь шелковая. Мы набивали этой пылью кульки из газет и хлопали над чьей-нибудь головой. Вопили при этом: «Салют!» После дождя в поросших травой колеях оставалась вода, которая на солнце становилась очень теплой. Потопать ногами по такой луже было одно удовольствие.
А потом была найдена на Оке деревня Притыка (между Голутвином и Озерами). На высоком берегу Оки стояло около двадцати домов. Посередине — «пятачок», с поваленным деревом, на котором каждый вечер сидел гармонист, и дотемна плясали и пели частушки. Там же обсуждались все новости: деревенские, городские, московские, мировые. Но по-настоящему я узнала деревню только в 1960 году, когда стала работать в музее Ф.И. Тютчева, в деревне Мураново под Москвой. Десять лет жизни в Муранове, а потом 46 лет жизни в Поленове (а рядом деревни Бехово, Страхово, Митино, Тяпкино и прочие) заставили понять, что сила России только в исконном деревенском (сельском) укладе с его традиционными ценностями: уважение к земле, любовь к своему родному дому, память об ушедших, забота о животных. И главное, понимание истинного значения слов «хозяин» и «иждивенец». Мне пришлось за это время узнать много совершенно замечательных, уникальных людей. Многие не имели образования, но были истинными аристократами духа по своим манерам, поведению, благородству и мудрости.
Сейчас в округе (а это 120 км от Москвы) деревень не стало. Они еще так называются, но это совсем другое социальное явление — или «дачные» дома, купленные у деревенских жителей москвичами, или коттеджные поселки, абсолютно поглотившие деревню.
Но интересна намечающаяся тенденция деурбанизации. Приезжающие на лето семьи начинают (пока в малой степени) оставаться на постоянное житье в деревне. И земля начинает диктовать свои условия. Появляется желание кормить детей чистыми продуктами: делается огород, заводится живность. Дети выросли и пошли в школу — начинают помогать школе, вплоть до приглашения для дополнительного образования учителей.
Надо детей образовывать в эстетическом плане — посещение музеев становится частью жизни. Наступает пора каникул — дети сами бегут на работу в музей. И выполняют массу нужных дел: уборка мусора, работа на цветниках, уход за лошадьми, посильная работа с экскурсантами. Хочется вечером собраться всем вместе — вместо «пятачка» появляется новая современная форма — народный дом «Дача Циферблата». Да и в ресторан можно пойти. Он тоже создается на базе местных деревенских продуктов. И вспоминаются бабушкины блюда, которые, кстати, принесли простому деревенскому ресторану общее признание и награды.
А блюда — самые простые: салат из вареной картошки с луком и солеными огурцами, заправленный душистым подсолнечным маслом. Или густая манная каша, застывшая и залитая клюквенным киселем. Пальчики оближешь.
А возрождение надо начинать с людей, влюбленных в деревню и не боящихся слова «деревенский», с восстановленного храма, центра культуры с библиотекой, школы и хотя бы фельдшерского пункта. И, конечно, с эстетики застройки деревни. Лучше, если они вернутся на свои старые места. Намоленные.
А там и коровы появятся, и земля родить будет урожаи хорошие, и лес начнут беречь.
Не приезжие будут на земле, а жители постоянные.
А жители Земли — это уже космос!»