11 марта, 2016
RSSПечать
Политическая доктрина Турции — Неоосманизм
В Общественной палате РФ обсудили имперские амбиции Турции как фактор угрозы

11 марта члены ОП РФ и приглашенные эксперты обсудили в Общественной палате неоосманские амбиции Турции как фактор угрозы региональной и международной стабильности.
Открывая заседание, директор Института международных исследований МГИМО Александр Орлов отметил, что в последние годы «ситуация благоволила Турции, у нее была уникальная возможность реализовать проект „Южный поток“ (причем за российские деньги) и стать крупным газовым хабом, но решение сбить российский военный самолет полностью перечеркнуло эти планы».
По его словам, из-за шальных денег, получаемых Турцией от нелегальной продажи нефти из Сирии, она «впала в полное безрассудство», и ей еще только предстоит столкнуться с экономическими проблемами, связанными с разрывом туристических и торговых отношений с Россией.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Сергей Марков пожаловался на то, что «у нас недостаточно развиты исследования по Турции, и мы не смогли предугадать ее активность в Сирии, равно как и наш сбитый самолет, поэтому это и стало для нас таким шоком и неожиданностью».
Он отметил, что конфликт между Россией и Турцией не выгоден ни одной из сторон. «Тем более, что турецкое общество расколото, и далеко не все поддерживают агрессивную политику Эрдогана», — добавил он.
Он также подчеркнул, что, если выбирать из трех политических доктрин Турции — пантюркизма, панисламизма и неоосманизма, — то последняя представляется наиболее выгодной для России.
В свою очередь, член ОП РФ Константин Затулин отметил, что решение Кремля войти в Сирию изначально было конфликтным по отношению к Турции, и, по сути, мы уже находимся с ней в состоянии холодной войны.
«С момента распада СССР мы были вовлечены в конкуренцию с Турцией, и в 90-е годы она поднялась именно благодаря нашей слабой воле во внешней политике», — добавил Константин Затулин.
Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Анна Глазова заявила об одной серьезной угрозе, которая не может не вызывать беспокойство: «Руководство Турции открыто говорит, что поддерживает деструктивные силы, которые работают в Крыму. То же самое параллельно делает и Украина, и в ближайшем будущем мы может столкнуться с акциями, направленными против мирного населения полуострова».
Константин Затулин добавил, что угроза турецкого деструктивного влияния стоит и в некоторых странах СНГ: в первую очередь в Азербайджане, Казахстане, Киргизии и даже Белоруссии.
Советник главнокомандующего внутренними войсками МВД Юрий Балуевский отметил, что российское вмешательство в конфликт в Сирии нарушило планы всех ключевых игроков в регионе, и России следует ожидать провокаций с их стороны. «Так просто нас оттуда не выпустят, и продолжат давить с двух сторон — с Сирии и с Украины», — подчеркнул он.
Тем не менее, завершая мероприятие, Александр Орлов попросил учесть, что амбиции Турции сильно расходятся с ее реальными возможностями. «Но если бы Россия не вошла в Сирию, то эти возможности бы у нее были», — заключил эксперт.