14 декабря, 2015
RSSПечать
Начинать обучение детей мигрантов необходимо с русского языка
Пути решения проблемы адаптации детей трудовых мигрантов обсудили в Общественной палате РФ

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом состоялся круглый стол «Проблемы социальной адаптации детей трудовых мигрантов, доступность школьного и дошкольного образования и медицинского обслуживания».
«Проблемы социальной адаптации детей трудовых мигрантов и доступность для них школ обсуждают на разных уровнях многие годы. На сегодняшний день проработано много аспектов этого вопроса, есть и частные школы, и школы обучения и волонтерские школы. У всех представителей экспертного сообщества свои позиции в отношение этой острой и важной темы», — отметил в приветственном слове член Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Владимир Шапошников.
Член ОП РФ рассказал о намерениях Общественной палаты РФ объединить наработки по решению вопроса социальной адаптации детей трудовых мигрантов, в частности, использовать опыт Москвы.
Член экспертного совета ОП Москвы Татьяна Дмитриева рассказала об обсуждении миграционной политики и положения детей мигрантов на Московском гражданском форуме.
«Уровень владения русским языком большинства детей мигрантов недостаточен для восприятия ими школьной программы», — сказала она. По словам эксперта, на сегодня число школ русского языка с 12 сократилось до 5-6, и на 23 тысячи детей мигрантов в этих школах обучается русскому языку только 150 человек.
«Это снижает уровень образования всех детей и провоцирует социальную напряженность, — считает Татьяна Дмитриева. — В ВАО и ЮВАО Москвы число детей мигрантов в школах может достигать 30-60%. Общество просит поднять вопрос о регулировании этой ситуации и выяснить, насколько дети мигрантов вовлечены в образовательный процесс».
Эксперты сошлись во мнении, что дети должны обучаться. Участники круглого стола отметили, что вовлечение детей мигрантов в образовательный процесс и в восприятие парадигмы, в которой воспитываются российские школьники, в интересах общества и страны.
Общественники обозначили одну из главных проблем, которая возникает при решении вопроса образования детей мигрантов: это проблема отсутствия для них доступа к образованию по разным причинам, связанным с непониманием законодательных актов и приказов, неисполнение законодательства и разная трактовка существующих правовых положений. Между детьми и образованием встает не только незнание русского языка и невозможность обучаться в специальной языковой школе, но и вопрос регистрации — временной и постоянной, вопрос приписки к поликлиникам и сложность самой записи в школы и детские сады.
К вопросу «Почему мы должны обучать мигрантов?» и представители системы образования, и эксперты в области права однозначно сказали о защите прав мигрантов, защите интересов принимающей стороны, о равном положении детей иностранных граждан с российскими в получении образования. В том, что начинать нужно с обучения русскому языку, участники мероприятия тоже оказались единодушны.
Помощник Уполномоченного по правам человека в Москве Алла Бодрова по поручению уполномоченного рассказала о тех ситуациях, с которыми сталкивается институт, обобщила имеющийся опыт и особо отметила, что в их опыте не было ни одного случая, чтобы образовательное учреждение отказало ребенку в получении начального и среднего образования вне зависимости от знания русского языка. Однако, по ее словам, проблема дошкольного образования — это проблема большинства мегаполисов России, с которой сталкиваются и граждане РФ.
«Бывают случаи, когда ребенок приходит в класс и вообще не говорит по-русски, — сказала Алла Бодрова. Но вопрос о том, стоит ли людей обучать, не должен стоять — любой ребенок, приехавший в наш город, должен иметь право учиться, мы не можем равнодушно смотреть на детей, которые не умеют читать и считать. Человек без образования потерян для общества».
Представитель посольства Республики Кыргызстан Асель Юсупова рассказала о видении проблемы с другой стороны. «Есть большой пробел в исполнении закона. В нескольких регионах мы сталкивались с ситуацией, когда по временной регистрации в устройстве в школу отказывали. В этом году из-за отсутствия временной регистрации отчислили 20 человек», — сказала Юсупова.
«Опыт есть, и большой — во всех странах мира. Кадры есть. Все для решения вопроса есть — было бы желание. Миграция — это путь развития человечества. Все связанные с ней проблемы мы никогда не решим, но решать их надо», — сказала председатель Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.
Светлана Ганнушкина рассказала об ошибочном толковании приказа Минобра о документах, необходимых для зачисления в школу. Текст приказа воспринимался в корне неверно и директорами школ, и чиновниками, пока Верховный Суд не дал ему разъяснение. «Требуется только заявление и копия свидетельства о рождении», — подчеркнула она.
Участники круглого стола внесли предложение о разработке дорожной карты, которая бы учитывала как интересы мигрантов, так и жителей Москвы.