18 декабря, 2014
RSSПечать
В Общественной палате обсудили вещное законодательство

В Общественной палате в рамках российско-германского круглого стола обсудили поправки в Гражданский кодекс, касающиеся вещных прав. В начале глава Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева напомнила, что Президент в 2012 году внес в Государственную Думу проект закона, существенно меняющий подход к регулированию данных прав.
По ее словам, польза развернутой системы вещных прав в том, что помимо прав на землю таких видов как аренда или собственность, предлагается несколько ограниченных вещных прав. (Прим. под ограниченным вещным правом понимается право в том или ином ограниченном отношении использовать чужое, как правило, недвижимое, имущество в своих интересах без посредства его собственника. Характерным признаком ограниченных вещных прав будет их сохранение при смене собственника соответствующего имущества (в т.ч. в случае его продажи, перехода по наследству и т. д.) — право следования. Ограниченные вещные права как бы обременяют имущество, т. е. всегда следуют за вещью, а не за собственником).
В свою очередь председатель совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, советник Президента РФ Вениамин Яковлев подчеркнул, что вещные права — одна из основных платформ гражданского права и в ходе модернизации гражданского законодательства большинство дискуссий связано именно с ними.
«Главная цель обновления гражданского права, чтобы оно было предельно эффективным», — сказал он. В частности, Яковлев затронул вопрос о нотариальном удостоверении перехода прав на недвижимость, которые позволят защитить права граждан на данные объекты.
«Например, к сожалению, в этой сфере у нас существует охота за одинокими стариками. В Германии и Франции невозможно завладеть чужим имуществом, так как там существует и нотариальная сделка, и государственный реестр. А у нас в правительстве некоторые люди говорят, у нас есть регистрация, зачем еще заверение нотариусом», — обозначил проблему эксперт.
«Но ведь и нотариат, и государственная регистрация не исключают друг друга, а дополняют, а, значит, закрепляют вещные права», — пояснил он необходимость нотариального удостоверения сделок.
«Появление рейдерства — следствие недостатка этой системы. Если бы существовало нотариальное обеспечение, то многих преступлений бы не было. Самое главное — сохранились бы человеческие жизни, ведь убивают стариков из-за недвижимости», — добавил он.
Своим опытом в этой сфере поделились и немецкие коллеги. Председательствующий судья Высшего земельного суда г. Бремена Хайн Беллинг рассказала о принципах вещного права в Германии, а руководитель отдела Федерального министерства юстиции Германии Вольфрам Манфред Маркс о пользе такого института как нотариат — когда нотариусы решают вопросы между двумя предприятиями.
Начальник отдела законодательства о вещных правах Исследовательского центра частного права при Президенте РФ Оксана Козырь отметила, что поправки должны создать общие правила для всего гражданского оборота: и для государства, и для муниципалитета, и для частников в отношении собственности.
Представители бизнеса в свою очередь отметили, что в следующем году вступают в силу новые поправки в земельное законодательство, при этом изменения в Гражданский кодекс о вещных правах еще не приняты — и это, по их мнению, вызовет определенные сложности. Они уверены, законодатель должен ускорить данный процесс, чтобы бизнес не попал в систему цейтнота.
Кроме того, считают они, поправки не должны допустить лишние административные барьеры для бизнеса, а наоборот должны быть направлены на сокращение издержек и чтобы не были затронуты те права, которые предприниматели уже имеют.
Завершая круглый стол, Лидия Михеева отметила, что по его итогам будет подготовлена резолюция со всеми высказанными предложениями, которая будет направлена в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.