28 ноября, 2014
RSSПечать
Пленарное заседание ОП РФ. День третий
28 ноября продолжается Пленарное заседание Общественной палаты РФ. В третий день работы будет обнародован Ежегодный доклад ОП РФ «О состоянии гражданского общества». Модератор — Секретарь ОП РФ Александр Бречалов.
16.00
Александр Бречалов, подводя итоги обсуждения проекта Доклада, предложил одобрить в целом ежегодный Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в 2014 году.
В связи с этим поручить Межкомиссионной рабочей группе Общественной палаты по подготовке ежегодного Доклада Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества доработать доклад с учетом представленных замечаний и предложений.
А также поручить Аппарату Общественной палаты перевод доклада на английский язык, его публикацию в русско- и англоязычном варианте, а также рассылку.
Члены ОП проголосовали за данное предложение.
15.30
Председатель Комиссии ОП по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор подчеркнул, что по-прежнему для граждан остро стоят проблемы жилищно-коммунального хозяйства: в частности, касающиеся вывоза твердых бытовых отходов, лицензирования управляющих компаний и так далее.
«Количество обращений растет, люди излагают свою боль, иногда на 130 страницах, рассказывают, что они придумали некий клапан для экономии ресурсов и так далее. Мы все обращения стараемся рассмотреть и ответить», — сказал он. Шпектор также призвал региональные палаты активнее взаимодействовать с Комиссией. «Мы готовы выезжать во все проблемные места», — добавил он.
15.27
Член Комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Виктор Заболотский отметил, что на протяжении последних 7-8 лет произошли преобразования в Министерстве юстиций.
«Это негативно отражается и на нас. Если раньше организации надо было доказать, что она является региональной, то сейчас даже тогда, когда три человека проводят заседание, они вправе называть свою организацию региональной, международной и т.д. Мы в общественных палатах начинаем выискивать, кто это, что это», — отметил член ОП.
Виктор Заболотский предложил направить обращение в Министерство юстиций с просьбой вернуть прежний порядок регистрации региональных образований.
15.25
По словам члена Комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Максима Григорьева, на примере беспорядков, происходящих в США в городе Фергюсон на фоне межэтнической вражды, видно, что западные рецепты сглаживания подобных конфликтов не работают, и России необходимо продолжать вырабатывать собственную и независимую межнациональную политику.
«Один из разделов доклада посвящен вхождению Крыма в состав России и межнациональной обстановке на этой территории», — отметил Григорьев. Он напомнил, что во время событий в Крыму радикальная часть выступившей в поддержку «Евромайдана» крымско-татарской структуры — Меджлис предприняла попытку захвата власти в Крыму.
«26 февраля 2014 года радикальной частью Меджлиса совместно с боевиками террористической организацией "Хизб-ут-Тахрир" и "Правого сектора" была предпринята попытка срыва заседания Верховного Совета Крыма и его штурма, остановленная лишь, благодаря активным действиями народного ополчения Крыма и его гражданского общества», — рассказал Григорьев.
По его словам, эти действия стали итогом более чем двадцатилетней целенаправленной работы ряда западных стран по созданию управляемого извне межнационального конфликта между частью крымских татар и остальной частью населения Крыма. «Никто не может гарантировать того, что эти технологии не будут применены и на других территориях России», — заявил Григорьев.
Он отметил, что только совместные усилия государства и гражданского общества могут противостоять этой угрозе — так, на данный момент уже в 47 общественных палатах России работают комиссии по налаживанию межнациональных отношений, которые проводят в регионах соответствующую работу с представителями различных диаспор. Григорьев подчеркнул, что создание развернутой сети медиации межнациональных и межрелигиозных конфликтов на базе региональных общественных палат является одной из целей Общественной палаты Российской Федерации.
15.20
Член Комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Исхак Машбашев в своем выступлении говорил о проблемах межнациональных отношений и национальном единстве народов России. По его словам, без единства и сплоченности гражданского общества, сохранить безопасность страны будет сложно.
«В нашей великой России много людей разных языков, наречий, вероисповеданий. Здесь мы родились, тут наша колыбель, куда бы потом не разбросало нас время. Мы разные также, как разнообразна природа, но мы не боимся некоторой разности наших национальных характеров, потому что мы едины в главном — в своих коренных идеалах, нравах, общероссийских устремлениях», — заметил писатель. Он отметил, что наша разность — наше богатство.
«Каждый человек в личном соревновании хочет быть впереди. Но даже с позиций личных или национальных амбиций, мы хотим поднимать свой престиж ради наивысшего конечного вклада в благоденствие родине. Такова одна из коренных, основных черт нашего образа жизни, роднящая людей», — подчеркнул он.
По мнению члена ОП, россиянам нельзя терять завоеванные веками нравственные высоты. «Сегодня главное сплоченность и единство в обществе. Мы члены Общественной палаты должны многие вопросы провести в жизнь для создания гражданского общества в стране», — заметил Машбашев.
15.15
Член Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина рассказала о том, как реализуется общественный контроль, закон о котором вступил в силу в августе этого года, и что еще необходимо сделать для его развития.
«Несмотря на то, что закону всего лишь три с половиной месяца, уже есть положительные результаты. Важнейшим направлением, которым предстоит заняться в ближайшее время — это содействие развитию общественного контроля на федеральном и региональном уровне. Второе не менее важное направление — разработка механизмов и инструментов для успешной реализации положений закона», — отметила член ОП.
Следующий важный момент — подготовка профессиональных общественных контролеров. «Прежде всего, это выражается в активном привлечении молодежи к деятельности Комиссии ОП по общественному контролю. Молодые специалисты участвуют в проводимых комиссией общественных экспертизах, а также подготовили анкеты более 300 кандидатов для участия в работе общественных советов. Предстоит выработать формат их участия и по-настоящему достойных кандидатов», — сказала он.
Особой задачей, уверена Шапкина, должно стать противодействие коррупции.
«Прежде всего — это формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям. Мы регулярно проводим общественные слушания и круглые столы, развиваем взаимодействие общества и бизнеса антикоррупционной направленности, работаем с обращениями граждан по вопросам, связанным с коррупцией. Сейчас занимаемся правовым просвещением. В рамках проекта «Школа антикоррупционного права» взаимодействуем с НКО и проводим обучение представителей общественных объединений по направлению «противодействие коррупции», — рассказала Елена Шапкина.
15.10
Член Комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Елена Тополева в своем выступлении говорила о развитии некоммерческого сектора.
«Так как НКО один из основных предметов нашей деятельности, то информация о них рассредоточена по всему Докладу. Я бы хотела еще несколько мазков добавить. Вчера в СМИ попал Доклад, многие мне звонили и спрашивали: слушайте, неужели все так плохо? Упал уровень доверия? На самом деле не так все плохо», — заявила член ОП.
По ее словам, во-первых, позитивным сигналом является то, что очень сильно вырос уровень участия НКО в принятии решений на государственном уровне, в исполнении президентских указов, что и указано в другой части Доклада. Тысячи НКО через общественные советы, палаты всех уровней, различные рабочие группы участвуют в обсуждении нормативных актов, законов на всех уровнях во всех субъектах, в попечительских советах при соцучреждениях.
«НКО даже не хватает. Кроме этого, есть статистика доверия к НКО. Она не падает, но и не растет. У нас большое количество граждан, которые проявляют интерес к их деятельности. Люди участвуют в деятельности НКО в качестве волонтеров, жертвователей», — добавила Елена Тополева.
Она рассказала, что было несколько интересных исследований, согласно которым из тех граждан, которые жертвуют, более 40% перечисляют деньги именно через НКО. «По факту-то, получается, что доверие растет, раз они жертвуют через НКО, хотя и говорят, что не доверяют. Сегодня в СМИ все больше появляется позитивных примеров гражданской активности: от велосипедных прогулок до информации о тех, кто восстанавливает памятники культуры, разрабатывает социальные инновации. Об этом надо больше говорить, тиражировать примеры, и важная роль Общественной палаты РФ продвигать такие примеры и содействовать консолидации этого позитивного сектора, быть дискуссионной площадкой по проблемам: как нам развивать законодательство о НКО, как стимулировать граждан жертвовать», — заявила Тополева.
15.00
Член Комиссии по по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Наталья Вавилова рассказала о тех задачах, которые стоят перед общественностью в сфере культуры.
«Вчера мы подвели итоги Года культуры. Главный вывод, который мы сделали, — изменилось отношение к культуре: теперь это не сфера услуг, а важная часть повседневности общества. Культура касается всех отраслей, поэтому нужно развивать партнерство с другими комиссиями, особенно с теми, которые занимаются сельским хозяйством и армией — именно там находятся точки возрождения культуры», — отметила Вавилова.
Она рассказала о планах Комиссии: «Мы готовим круглый стол о возможностях культуры в системе образования, а также рассматриваем механизмы общественного участия регионов в формировании федеральной культурной политики — сегодня только 5% культурных учреждений являются федеральными. Кроме того, нужно развивать науку о культуре — необходима аналитика и мониторинг текущего состояния для того, чтобы выработать стратегию развития культуры России».
14.50
Заместитель Секретаря ОП РФ Сергей Орджоникидзе подробно рассказал о том, что было сделано Общественной палатой РФ в этом году в сфере поддержки и развития общественной дипломатии.
По его словам, помимо ряда слушаний, проведенных в ОП, посвященных обсуждению ситуации на Украине, был создан Координационный штаб по оказанию помощи жителям Украины, горячей линией ОП уже обработаны сотни вопросов, оказана гуманитарная помощь, правовая и психологическая поддержка. Как отметил замсекретаря, «руководство и члены Общественной палаты неоднократно выезжали в пункты размещения беженцев. Видео и фотоматериалы были распространены на зарубежных интернет-порталах, представлены на международных площадках».
По его словам, благодаря этим усилиям, восприятие событий на Украине стало более объективным.
Сергей Орджоникидзе также подчеркнул, что «вступление Крыма в состав Российской Федерации стало эпохальным историческим событием. По данным опросов общественного мнения, более 90% россиян испытывают положительные эмоции в связи с этим».
«События вокруг Украины в очередной раз продемонстрировали необходимость укрепления потенциала общественной дипломатии. Одним из таких инструментов является российская интеграция. Отдельная задача — поддержка и продвижения русского языка», — подчеркнул замсекретаря. Сергей Орджоникидзе назвал важной вехой подписание Протокола о сотрудничестве Общественной палаты и Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом.
13.55
Председатель комиссии ОП по развитию науки и образования Любовь Духанина рассказала о работе гражданского общества в сфере образования.
«Нужно отметить, что государство идет навстречу по многим вопросам, которые ставит общество, однако есть ряд моментов, которые вызывают тревогу: это сокращение ясельных групп, увеличение зарплат педагогов за счет сокращения штата, увеличение нагрузки на учителей и директоров, в том числе бюрократической. При этом расширяется перечень платных услуг, что привело к уличным протестам в некоторых городах России», — отметила Духанина.
Она предложила закрепить социальные гарантии на бесплатное и доступное образование в нормативных актах, чтобы предупредить возрастающую социальную неудовлетворенность, создать систему воспитания, обеспечить единство образовательного пространства, развивать систему ЕГЭ, а также разработать механизм защиты директоров школ, педагогических коллективов от бюрократического произвола.
По мнению Духаниной, в 2014 году комиссия ОП проделала большую работу: члены ОП обеспечили общественный контроль наиболее острых вопросов, традиционным стал проект горячей линии ЕГЭ, на которую в дни экзаменов поступает по несколько тысяч звонков, организованы тренинги для общественных наблюдателей за процедурой ЕГЭ, в которых приняли участие более 14 тыс. человек по всей России.
Кроме того, Любовь Духанина отметила, что в грядущем году необходимо особое внимание уделить тем реформам, которые происходят в РАН, и обеспечить общественный контроль над инициативами по стратегическому развитию науки.
13.45
Заместитель Секретаря ОП РФ Кирилл Андросов говорил о роли экономики и бизнеса в жизни гражданского общества и наоборот.
Особую роль, по словам замсекретаря ОП, необходимо уделить инвестициям, так как ни одна экономика не растет без инвестиций. А для создания благоприятного инвестиционного климата необходима соответствующая деловая среда, отношение к предпринимателям, их защита, минимизация рисков. К тому же, государство должно создавать рынки, ограничивать монополизм в экономике, должно предоставлять качественное управление.
«Когда бизнес развивается — создаются рабочие места, улучшается качество жизни, платятся налоги. Когда государство не справляется с управлением, то бизнес не исполняет свои функции, и государство переезжает на поляну коммерческого сектора», — отметил он.
А это чревато тем, что теряется доверие: в частности, бизнес утрачивает доверие выполнять антимонопольные функции, радикально меняется налоговая политика. В связи с этим, для налаживания благоприятной экономической ситуации ОП РФ в своем Докладе предлагает ряд мер.
Первое — необходимо наложить мораторий на решения, которые могут ухудшить ведение бизнеса. Второе — усилить общественный контроль за всеми действиями государственных органов в части планирования государственных расходов.
«Нужно, чтобы в каждом проекте, который реализуется органами госвласти, была указана фамилия конкретного чиновника, ответственного за него, с указанием сроков и сумм, чтобы общественники могли проследить за расходами», — пояснил Андросов.
«Самое главное, убежден, что вопрос оздоровления инвестиционного климата — не административная задача, которую можно решить простым административным поручением правительства, это важнейший политический проект, зависящий от степени вовлеченности гражданского общества», — подчеркнул член ОП.
Андросов: Необходимо наложить 10-ти летний мораторий на все решения, ухудшающие условия для ведения бизнеса pic.twitter.com/LU2uUYajNP
— Общественная палата (@op_rf) 28 ноября 2014
13.30
В своем выступлении председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Ольга Костина обратила особое внимание на развитие дополнительного образования и детского туризма.
По ее словам инфраструктура для родителей намного важнее денежных выплат. Она подчеркнула, что это в первую очередь обеспечит безопасность ребенка и его развитие.
«Нам удалось добиться того, что при вице-премьере Ольге Голодец был сформирован Совет по детскому туризму. Уже разработаны 50 маршрутов по стране. До губернаторов доведена необходимость разработки и принятия программ детского туризма», — сообщила Костина.
Член ОП также отметила, что уже получены данные из 40 регионов о состоянии бесплатного дополнительного образования. Ранее запросы были направлены всем губернаторам.
«В ближайшее время мы проанализируем полученную информацию. Она поможет нам в проработке программ дополнительного бесплатного образования», — пояснила Костина.
В своем выступлении председатель Комиссии ОП по поддержке семьи, детей и материнства также говорила о детской преступности.
«К сожалению, статистика рецидивов преступлений среди подростков растет, и пока государство не может ответить на этот вызов. Общественная палата активно включилась в эту работу, но пока в этом вопросе мы можем рассчитывать только на неправительственный сектор, потому что государственные концепции медиации и восстановительного правосудия не выдерживают никакой критики. Глобальное решение этого вопроса со стороны государства намечено на декабрь 2017 года, но мы не можем ждать столько времени — преступность не дремлет, поэтому пока государственная машина раскачивается, самому обществу стоит включиться в посильную работу для решения этой проблемы», — заявила Костина.
Она также привела несколько примеров успешных социальных проектов, реализуемых членами Комиссии. В частности Ольга Костина отметила проекты Юлии Зимовой в сфере сиротства и Дианы Гурцкая по поддержке инвалидов. Она также рассказала о планах Комиссии на ближайшее будущее.
«На следующий год мы планируем начать работу над введением психологической подготовки будущих родителей в женских консультациях. У нас уже есть договоренности с родительскими ассоциациями», — сообщила Костина.
«Это общественно-государственное содействие в подготовке к тому, чтобы стать мамой и папой, и быть готовыми столкнуться с теми проблемами, которые, помимо счастья, несут в себе материнство и отцовство. Это относится и к профилактике семейно-бытовых трудностей, потому что если мы говорим человеку о том, как настроиться на воспитание ребенка, как предупредить те или иные проблемы, с которыми он может столкнуться, то мы значительно минимизируем риск возникновения конфликтов в семье, риск жестокого обращения с детьми», — добавила член ОП.
Она также отметила, что не менее важной будет деятельность по предупреждению преступлений в отношении женщин и детей.
«Здесь, конечно, речь идет о многострадальном Законе «О профилактике домашнего насилия». На мой взгляд, акцент в этом законе должен быть перенесен с наказания виновных на социализацию семьи, если это возможно. Также пробелы в законодательстве, над которыми нам еще предстоит работать, касаются проблемы вовлечения детей в попрошайничество, занятие проституцией, съемки в порнографических материалах», — сказала она.
13.20
Председатель Комиссии ОП по добровольчеству и волонтерству Вячеслав Бочаров рассказал о том, что из себя представляет сегодня добровольческое движение в Российской Федерации.
По его словам, понятие «патриотизм» одинаково воспринимается в разных государствах. «Это любовь к Родине со всеми вытекающими действиями со стороны государственных и общественных структур. А слово «герой» — в разных странах понимают по-разному, так герой Вьетнамской войны для США это тот, кто готов жечь деревни, герой Украины сейчас это тот, кто уничтожает свой народ. Если возвратиться к тому, что такое герой для нашей страны, то это тот, кто жертвует собой ради нуждающихся в защите. Патриотизм вроде одинаковое понятие для всех, герой — разное», — отметил Бочаров.
Согласно опросу, проведенному в нашей стране о том, что вызывает гордость патриота России, люди отвечали, что гордятся тем, что о своей стране знают: природными ресурсами, ее территорией. «Знают, этим и гордятся. Гораздо важнее, чтобы они гордились людьми, экономическими успехами государства. Основную роль в этом должны сыграть СМИ», — считает Вячеслав Бочаров.
Председатель Комиссии предложил целенаправленно усилить меры комплексного патриотического воспитания, чтобы от пассивного патриотизма произошел перекос к действительному. Страна должна знать своих спортсменов, ученых, деятелей искусства.
По его словам, также следует объединить усилия в шефстве над памятниками. «Эта работа принесет действенный результат, и мы будем гордиться настоящими людьми нашего государства», — отметил он.
Вячеслав Бочаров также рассказал о том, что сначала не было никакой статистики, «тогда я обратился к региональным общественным палатам. По состоянию на 1 октября 2014 года в Комиссию ОП по добровольчеству и волонтерству поступила информация из 65 субъектов, от 4269 добровольческих объединений, которые состоят из 1175668 человек».
«Согласно опросам общественного мнения, в добровольческую деятельность вовлечено от 1-3% населения, в то время как готовы стать волонтерами 40% наших граждан, желающих гораздо больше, но их некому объединить», — подчеркнул он.
По его словам, волонтерские объединения делятся на те, которые работают в социальной сфере (патриотическое воспитание; молодежная политика; помощь в проведении общественно-значимых мероприятий) — 33%; спортивной (пропаганда здорового образа жизни) — 23%, а также в области помощи тяжелобольным людям в медучреждениях, бездомным, инвалидам и пожилым — 16%, готовы оказывать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и детям-сиротам — 10%. 15% волонтеров в России старше 35 лет, 85% — моложе 35 лет.
По его словам, необходима нормативная правовая база, ряд законов уже принято. «От того, сколько добровольцев в регионах получит поддержку от региональных властей, настолько мы изменим духовно-нравственное состояние нашего общества. Мы станем милосерднее, а молодежь получит перспективу, так как поймет, что ее деятельность, ее энтузиазм не остался незамеченным», — заключил он.
13.15
Генеральный директор компании SmartStart Александр Свинин затронул тему повышения роли гражданских активистов в нашем обществе.
«В России все больше появляется гражданских активистов, которые не встроены в НКО, самостоятельно ведут свою гражданскую деятельность. Среди них больше всего молодежи, они активно пользуются соцсетями, медиа, что позволяет оперативно реагировать на проблемы. Их активность также проявляется в большом волонтерском движении: они участвовали в Паралимпиаде, Олимпиаде.
В первый день перед нами выступили почти 40 гражданских активистов, которые занимаются решением конкретных проблем на местах: озеленением дворов, оказывают помощь молодым мамам, людям с ограниченными возможностями.
Это не некий противовес, а зеркальное отражение общества. Доверие к НКО сегодня снижается, все больше россиян участвуют в деятельности вне структур. 34% наших граждан вовлечены в гражданский активизм. Не в политическую пропаганду и отстаивание политических вопросов, а оказывают помощь. При этом 66% из них не участвуют в деятельности НКО», — рассказал он.
Свинин подчеркнул важность проведения конкурса ОП для гражданских активистов, поддержки со стороны Палаты их деятельности, выявления лучших практик.
Он также подчеркнул, что благодаря ОП стали известны многие региональные проекты, которые остаются неизвестными широкой публике. «Многие бы из нас бы иначе не узнали о проектах, которые реализуются в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке», — заключил Свинин.
13.00
Секретарь ОП РФ Александр Бречалов отметил огромный социальный спрос на гражданский активизм в 2014 году. «В то же время организационная рамка некоммерческого сектора такому запросу уже не соответствует, что сужает социальную базу гражданского активизма и не способствует росту доверия к сектору в целом», — считает Бречалов.
84% граждан РФ не участвуют в работе НКО, 40% считают, что работа НКО не влияет на жизнь большинства, а 34% считают, что НКО не нужны вовсе
— Общественная палата (@op_rf) 28 ноября 2014
Он привел данные ВЦИОМ, согласно которым подавляющее большинство россиян (84%) в последние несколько лет не принимали участия в работе общественных организаций. По данным того же ВЦИОМ 40%, граждан считают, что работа НКО никак не влияет на жизнь большинства, а 34% и вовсе считают, что НКО не нужны.
При этом интерес населения к НКО социальной направленности растет. Как показывают исследования в первую пятерку НКО, которые россияне готовы поддержать тем или иным образом, входят благотворительные организации: в области здоровья детей и инвалидов (47%), волонтерские (42%), оказывающие поддержку бедным людям (40%), экологические (38%), выступающие против нарушения трудовых прав и защищающие памятники истории и культуры (по 30%) .
По его мнению, на сегодняшний день развитие некоммерческого сектора осложняется рядом взаимосвязанных факторов: отсутствие единой государственной системы учета, избыточное число организационно-правовых форм НКО, что затрудняет регулирование и учет эффективности деятельности некоммерческого сектора, низкий уровень прозрачности сектора, низкая профессионализация и медиактивность.
«Таким образом, законодательство об НКО нуждается в дальнейшем совершенствовании, а третий сектор в целом — в новой институционализации. Принципы функционирования некоммерческих организаций должны стать понятными и прозрачными для государства и общества. Только наличие закрепленной в правовом поле градации некоммерческих организаций в зависимости от сферы, характера, направления и масштабов их деятельности позволяет осуществлять адекватное регулирование всего сектора», — резюмировал Бречалов.
Он предложил создать реестр НКО, разделить их на социальные и политические ввиду усиления антироссийской политической активности НКО в некоторых регионах, освободить социально ориентированные НКО от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налога, предоставить им льготы на аренду государственного и муниципального имущества, установить запрет на применение упрощенной системы налогообложения для «политических» НКО, а также закрепить ответственность за размещение публичной отчетности по итогам реализации грантов.
12.50
Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин в своем выступлении затронул вопрос о роли гражданского общества в решении вызовов, стоящих перед Россией.
«В России сегодня совпало несколько очень мощных факторов. С одной стороны, новые геополитические вызовы, но гораздо важнее, что Россия завершила постсоветский этап развития, у нас завершился трансформационный переход, в результате которого формируется устойчивая социальная структура, система национальных и религиозных идентичностей. Определяющим фактором современных общественных отношений стала мощная патриотическая мобилизация, связанная с возвращением Крыма и Севастополя в Россию.
И это не просто пафосная формулировка. Все социологические данные говорят, что 85-90% россиян это объединило. В России сложился посткрымский консенсус. Очень существенно повышение значимости трех ценностей: патриотизм, социальной справедливости и свободный исторический выбор своей страны.
И сейчас есть шанс превратить эти ценности в мотивы реального действия. Общество должно стать больше обществом, больше гражданским», — подчеркнул председатель Комиссии.
По мнению члена ОП, гражданского общество должно активно участвовать в решении крупнейших проблемах. Прежде всего, это функционирования всей системы социальных и политических институтов. «Речь идет не только о судах, отношениях собственности, а речь идет об обыденных вещах, о принятии государственных решений, об ответственности экспертов, их принципиальности и независимости. Например, механизмом повышения бюджета являются бюджетные программы. Глава Счетный палаты говорит, что ни одна не отвечает существующим запросам. Вопрос: сколько общественных советов высказалось против их поддержки? Отвечаю: ни одного. Гражданская ответственность — это то, что должно быть реализовано на основе посткрымского консенсуса. И миссия гражданского обществ — повлиять на эту принципиальность», — заявил Дискин.
Есть и иные немаловажные проблемы, например, межнациональные и межрелигиозные отношения. «Президент не зря третий раз говорит об этих вопросах, которые могут расколоть нашу страну. Есть радикальные движения, каждое новое поколение само определяет ценности. Формируется сложная система идентичности. Есть дефекты системы социальной интеграции и социализации, радикально упала социализирующая роль культуры», — пояснил общественник.
Решить их можно с помощью социализации, повышения роли культуры, образования в обществе.
«Проблемы повышения социального статуса культуры как регулятора социальны отношений — важная миссия гражданского общества.
Резко упала роль школы. Из школы ушла задача формирования гражданского общества. Формирование патриотических ценностей, российского гражданина», — подчеркнул Дискин.
«Мы должны посмотреть в зеркало. Налицо этическая индифферентность общества. Гражданское общество должно отвечать на эти вызовы», — добавил глава Комиссии ОП.
12.40
Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов рассказал о том, как шла подготовка к докладу «О состоянии гражданского общества»: «7 августа создана межкомиссионная группа по работе над докладом. На пленарном заседании 25-26 сентября все комиссии смогли в предварительном режиме представить свои основные тезисы к Докладу. В ходе подготовки мы использовали также материалы работ региональных палат, информацию о проектах гражданских активистов, опубликованных на сайте доклада... Все предложения были рассмотрены и учтены. Благодарю всех, кто принял участие в этой работе».