RSS Eng

23 сентября, 2014

RSS

Печать

Образование как услуга?

Образование как услуга?

22 сентября в ОП обсудили ценности и цели российской образовательной системы. Ежегодные реформы аттестационного выпускного экзамена повлияли на понимание места средней школы в жизни общества — она потеряла самодостаточный статус и стала этапом, предваряющим высшую школу.

«В последние годы мы имеем ситуацию несовпадения взглядов на необходимые результаты среднего образования и образования вообще», — отметила и.о. председателя Комиссии ОП по развитию науки и образования Любовь Духанина, открывая заседание.

Она подчеркнула, что разрыв во взглядах очень велик и касается практически всех аспектов образования — от методов проверки знаний до роли и статуса учителей и преподавателей. При этом из системы образования фактически ушел элемент воспитания.

«Для того, чтобы обсуждать совокупность проблем образования, необходимо понять, что разные социальные группы подразумевают под целью образования», — поставила проблему Духанина.

Директор Института стратегии и теории образования РАО, главный редактор журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» Светлана Иванова рассказала о результатах проведенного ею мониторинга законодательной базы в сфере образования, отметив, что проблема стоит и на этом уровне.

При этом она подчеркнула, что некоторые конкретные цели образования изложены в Конвенции о правах ребенка.

Научный руководитель Научно-образовательного центра философского факультеты МГУ им. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» Галина Сорина говорила о назревшей необходимости развития инновационного общества, которое стремится к знаниям.

Она подчеркнула, что одна из главных целей образования — развитие личности через формирование особого отношения к культуре, обществу и государству.

«Жить в обществе и быть свободным от него нельзя, — отметила Сорина. — Однако то, что происходит с нашей системой образования, не выдерживает никакой критики».

Она посетовала, что к гуманитарному образованию и вовсе складывается неуважительное отношение, а без него невозможно построение подлинного инновационного общества, которое позволит стране занимать достойное место в мире.

Что касается конкретных механизмов, эксперт подчеркнула, что нужно обратить внимание на те модели, которые уже созданы. Так, Галина Сорина порекомендовала обратиться к концепции «Тройной спирали» Генри Ицковича, которая предусматривает сочетание интересов государства, бизнеса и университета.

«Необходимо развивать классические университеты таким образом, чтобы, с одной стороны, они становились предпринимательскими вузами, но при этом не теряли своей гуманитарной и научной ценности», — посоветовала она.

В свою очередь, Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова говорила о гуманизации образования.

«Этому может способствовать увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов, — подчеркнула она. — Именно это может стать вектором достижения целей образования и воспитания и отражает субъектную сущность современного образовательного процесса».

По ее словам, проблема гуманизации образовании состоит в трансформации педагогических целей под влиянием процессов коммерциализации образования", — отметила Брызгалина.

Решить эту проблемы эксперт предлагает главным образом через ограничение в общественном сознании прагматизма как установки, превращающей образование в услугу.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться