23 сентября, 2014
RSSПечать
Образование как услуга?

22 сентября в ОП обсудили ценности и цели российской образовательной системы. Ежегодные реформы аттестационного выпускного экзамена повлияли на понимание места средней школы в жизни общества — она потеряла самодостаточный статус и стала этапом, предваряющим высшую школу.
«В последние годы мы имеем ситуацию несовпадения взглядов на необходимые результаты среднего образования и образования вообще», — отметила и.о. председателя Комиссии ОП по развитию науки и образования Любовь Духанина, открывая заседание.
Она подчеркнула, что разрыв во взглядах очень велик и касается практически всех аспектов образования — от методов проверки знаний до роли и статуса учителей и преподавателей. При этом из системы образования фактически ушел элемент воспитания.
«Для того, чтобы обсуждать совокупность проблем образования, необходимо понять, что разные социальные группы подразумевают под целью образования», — поставила проблему Духанина.
Директор Института стратегии и теории образования РАО, главный редактор журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» Светлана Иванова рассказала о результатах проведенного ею мониторинга законодательной базы в сфере образования, отметив, что проблема стоит и на этом уровне.
При этом она подчеркнула, что некоторые конкретные цели образования изложены в Конвенции о правах ребенка.
Научный руководитель Научно-образовательного центра философского факультеты МГУ им. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» Галина Сорина говорила о назревшей необходимости развития инновационного общества, которое стремится к знаниям.
Она подчеркнула, что одна из главных целей образования — развитие личности через формирование особого отношения к культуре, обществу и государству.
«Жить в обществе и быть свободным от него нельзя, — отметила Сорина. — Однако то, что происходит с нашей системой образования, не выдерживает никакой критики».
Она посетовала, что к гуманитарному образованию и вовсе складывается неуважительное отношение, а без него невозможно построение подлинного инновационного общества, которое позволит стране занимать достойное место в мире.
Что касается конкретных механизмов, эксперт подчеркнула, что нужно обратить внимание на те модели, которые уже созданы. Так, Галина Сорина порекомендовала обратиться к концепции «Тройной спирали» Генри Ицковича, которая предусматривает сочетание интересов государства, бизнеса и университета.
«Необходимо развивать классические университеты таким образом, чтобы, с одной стороны, они становились предпринимательскими вузами, но при этом не теряли своей гуманитарной и научной ценности», — посоветовала она.
В свою очередь, Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова говорила о гуманизации образования.
«Этому может способствовать увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов, — подчеркнула она. — Именно это может стать вектором достижения целей образования и воспитания и отражает субъектную сущность современного образовательного процесса».
По ее словам, проблема гуманизации образовании состоит в трансформации педагогических целей под влиянием процессов коммерциализации образования", — отметила Брызгалина.
Решить эту проблемы эксперт предлагает главным образом через ограничение в общественном сознании прагматизма как установки, превращающей образование в услугу.