18 сентября, 2014
RSSПечать
Общественники опасаются «липовых» достижений абитуриентов

17 сентября в Общественной палате был представлен приказ Минобрнауки, согласно которому при приеме в вуз на 2015-2016 учебный год будут учитываться портфолио ученика и сочинение.
Выпускное сочинение было отменено в 2009 году с введением ЕГЭ, однако новый формат экзамена по русскому языку вызвал споры в профессиональном педагогическом сообществе — преимущественно тестовая форма не позволяет оценить речевые способности выпускников.
В октябре 2013 года члены президентского Совета по культуре и искусству обратились к президенту с просьбой вернуть сочинение. Владимир Путин дал поручение правительству предусмотреть в выпускном классе такую форму проверки знаний — приказом Минобрнауки, утверждающим порядок приема в вузы на 2015-2016 учебный год, вводится учет индивидуальных достижений и сочинение.
На круглом столе в ОП представитель Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Дмитрий Харитонов рассказал о нововведениях ведомства.
Порядок учета индивидуальных достижений будет отличаться в зависимости от программы высшего образования. Так, на бакалавриате и специалитете предписано учитывать спортивные достижения, аттестат о среднем общем образовании с отличием, олимпиады, общественную активность, сочинение, а вот магистерские программы получат право самостоятельно выбирать те достижения, за которые будут начисляться баллы. При этом в приказе прописаны ограничения по баллам — не более 10 баллов за портфолио и не более 10 баллов за сочинение.
Эксперты остались недовольны неясностью критериев оценки сочинения в вузах. По словам Харитонова, «вузы будут оценивать сочинения в таком ключе, в каком им нравится». При этом он отметил, что уже существуют стандартные критерии, которые должны стать основой.
Другой спорный вопрос — верификация работ: как доказать, принадлежность сочинения выпускнику. Представители Рособрнадзора объяснили, что сочинение будет писаться на специальном бланке, который будет регистрироваться в единой базе.
Ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Игорь Вельдман отметил коррупциогенный потенциал нововведений: все будут делать справки о личных достижениях, а сочинения заранее заучивать.
Заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной думы по образованию Алексей Майоров рассказал о позиции аппарата по данному вопросу. Во-первых, засчитано в качестве баллов может быть то, что можно подтвердить документально. Во-вторых, портфолио должно быть ограничено по объему. Кроме того, депутаты считают, что к портфолио нужно прилагать отзыв школы об ученике.
При этом Майоров обозначил возможные риски: «Фактически мы возвращаемся к той системе, при которой выпускникам нужно было приехать в вуз, чтобы подать документы. Возникает и другой вопрос — почему 20, а, например, не 10? Для ЕГЭ по русскому языку 20 баллов — это очень много».
И.о. председателя комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина напомнила, что общественность обращалось к Министерству с просьбой оценивать при поступлении не только ЕГЭ.
«Но изменения вводятся без общественно-профессиональной экспертизы. Нужна апробация, на этапе которой вводятся корректировки. В таком случае не возникает негативного отношения к инициативе. А получается так, что позитивная реакция на запрос общества вызывает негативный отклик», — резюмировала Духанина.
По итогам круглого стола Комиссия ОП РФ подготовит рекомендации Минобранауки с просьбой отложить нововведения.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям