22 августа, 2014
RSSПечать
Кто во что горазд

Член ОП Эдуард Гаврилов призывает Министерство здравоохранения РФ завершить разработку и утверждение стандартов медицинской помощи, так как их отсутствие препятствует объективным расчетам тарифов на медицинские услуги в российских регионах.
«Методика расчета тарифов на 2013-2014 годы была утверждена Минздравом с опозданием, после принятия бюджета РФ и программы госгарантий, что привело к тому, что регионы брали тарифы „с потолка“. А разница тарифов ставит врача в условия, когда ему нужно оказывать помощь теми расходными материалами и лекарствами, на которые хватает средств. Сегодня есть риск, что в будущем году ситуация повторится», — говорит член Общественной палаты России Эдуард Гаврилов.
Эксперты выявили, что стентирование коронарных артерий в 2014 году в Липецкой области в три раза ниже, чем в рядом расположенной Тамбовской области. Химиотерапия в Красноярском крае в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском. Стоимость вызова скорой помощи в Тамбовской области составляет 1 тысячу рублей, а в Северной Осетии 3,5 тыс. рублей. В отличие от федеральных учреждений, где стоимость высокотехнологичной медицинской помощи утверждена приказом Минздрава, регионы формировали тарифы самостоятельно при отсутствии федерального регулирования.
«Как средний размер стоимости вызова скорой помощи может отличаться в несколько раз в соседних регионах? Необходимо выработать как можно скорее единые принципы расчета. И в основе этой работы должны лежать федеральные стандарты медпомощи с тем, чтобы расчет шел от потребности, то есть „снизу“, а не от фактического финансирования или с учетом сложившейся ситуации в регионах», — считает Эдуард Гаврилов.
«Чего бы мы ни коснулись, будь то тарифы на медпомощь, обеспечение лекарствами льготников (в том числе пациентов с орфанными заболеваниями), заработной платы медицинских работников, диспансеризации, мы везде будем упираться в стандарты медицинской помощи, поручение о скорейшей доработке которых глава государства давал, в частности, еще в октябре 2012 года!» — добавляет Гаврилов.
Он отметил, что располагает информацией, что в Минздрав уже направлен, в частности, актуализированный список стандартов по скорой помощи. Однако это лишь часть общего документа, так что сейчас трудно прогнозировать, когда в России появятся единые стандарты медицинской помощи.
«Стандарты сейчас дорабатываются. Это давняя задача, которая начиналась еще в 2010-2011 году. Потом, когда в 2012 году приступили к разработке клинических рекомендаций и протоколов, задача со стандартами немного отодвинулась. Теперь, когда рекомендации разработаны, появилась возможность их актуализировать. Наличие утвержденных и корректно рассчитанных стандартов позволяет рассчитать стоимость программы государственных гарантий. Собственно говоря, это и является способом защиты региональных программ от дефицита», — сказал Гаврилов.
Комментируя проблему расчета вызовов скорой помощи в регионах, он отметил, что, так как в регионах есть дефицитные программы госгарантий, соответственно, и сам вызов оплачивается с дефицитом. В этом случае обеспечить оплату оказанных услуг можно только, либо оказывая помощь с задержками, используя меньшее количество бригад, либо снижая качество оказываемой медицинской помощи за счет того, что до работы допускают неполные бригады.
«Необходимо в целом по территории Российской Федерации рассчитывать тарифы, исходя из коэффициентов, из размера оплаты труда, стоимости медикаментов, горюче-смазочных материалов. Но поскольку стандартов нет, то рассчитываются тарифы произвольно», — сказал Гаврилов.
Эксперты отмечают, что отсутствие единых стандартов, а соответственно, и четкой схемы расчета тарифов на медуслуги, делают невозможным обеспечение достойного уровня зарплаты врачей, размер которой к 2018 году предполагалось довести до 200% по отношению к средней зарплате в регионе.
«Сейчас стандарты покрывают только 30% заболеваний от 9,5 тысяч. Заработная плата врачей не обеспечивает им достойного существования. Из-за невозможности обеспечить заработную плату сотрудникам медицинские учреждения сокращают штат. Особую озабоченность вызывает сокращение на 7,2 тысячи врачей, работающих в государственных медицинских организациях. При этом больше 6 тысяч из них ушли работать в частные медучреждения», — отмечает Гаврилов.
Эксперты отмечают, в 2013 году 60 субъектов Российской Федерации, а в 2014 году 59 субъектов Российской Федерации, утвердили свои программы с дефицитом средств консолидированного бюджета.
Член ОП направил в Министерство здравоохранения РФ письмо, в котором просит предоставить план мероприятий по подготовке и утверждению стандартов медицинской помощи, а также разъяснить, каким образом при отсутствии стандартов медицинской помощи будет сформирована Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
«Наличие стандартов медицинской помощи являются необходимым условием расчета стоимости оказания медицинской помощи, а также расчета стоимости территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», — отмечается в письме.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям